Логотип БСИ ДВО РАН
Экологические особенности некоторых травянистых лиан российского Дальнего Востока

Экологические особенности некоторых травянистых лиан российского Дальнего Востока

Е.В. Новикова, О. В. Храпко

Опубликовано в: Растительный и животный мир Дальнего Востока. Серия: Экология и систематика растений. Выпуск 5. - Уссурийск: Изд-во УГПИ,2001. C. 16-20.

Своеобразная флора российского Дальнего Востока включает в себя группу очень интересных растений - многолетних травянистых лиан. К этой группе относятся три вида, явившиеся объектами настоящего исследования: диоскорея ниппонская ( Dioscorea nipponica Makino), кирказон скрученный ( Aristolochia contorta Bunge), луносемянник даурский ( Menispermum dauricum DC).

Dioscorea nipponica представляет на российском Дальнем Востоке семейство Dioscoreaceae R.Br., виды которого распространены преимущественно в тропических и субтропических областях земного шара, частично заходят в умеренную зону. Общий ареал Dioscorea nipponica охватывает Китай, Японию, Корею. На российском Дальнем Востоке этот вид находится на северной границе распространения и встречается в Нижне-Зейском, Буреинском и Уссурийском флористических районах (Баркалов, 1988).

Aristolochia contorta является представителем семейства Aristolochiaceae Juss., распространенного главным образом в тропической (исключая Австралию) и субтропической зонах. Кирказон скрученный встречается в Китае, Корее и Японии (Харкевич, 1987 а), в нашей стране вид приурочен преимущественно к югу Приморского края, единичное изолированное местонахождение отмечено в Хабаровском крае близ с. Ленинское.

Единственным представителем семейства Menispermaceae Juss. во флоре России является луносемянник даурский. Принадлежащие названному семейству виды также преимущественно тропические и субтропические растения. В пределах нашей страны луносемянник даурский встречается в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Нижне-Зейский, Даурский, Буреинский, Амгунский и Уссурийский флористические районы), общее распространение этого вида охватывает Китай, Японию (Харкевич, 1987 б).

Следует особо подчеркнуть, что диоскорея ниппонская и кирказон скрученный в качестве редких и требующих охраны видов (категория 3 - сокращающиеся и 2 - редкие, соответственно) включены в сводку С.С. Харкевича и Н.Н. Качуры (1981). Оба вида, а также луносемянник даурский, указываются в литературе как растения, используемые в народной медицине (Атлас ареалов и ресурсов ..., 1983; Чхве Тхэсоп, 1987; Лавренов, Лавренова, 1999; и др.). Помимо того, диоскорея ниппонская является декоративным растением и может применяться для вертикального озеленения, в качестве декоративного вьющегося расте­ния можно высаживать луносемянник даурский (Слизик, 1977), но при его использовании необходимо помнить, что плоды луносемянника ядовиты, поэтому для посадки следует отбирать мужские экземпляры (Воробьев, 1968).

Сказанное выше показывает, что два вида группы дальневосточных многолетних травянистых лиан (диоскорея ниппонская, кирказон скрученный) представляют интерес как редкие виды, все 3 вида перспективны как лекарственные, два (диоскорея ниппонская, луносемянник даурский) - в качестве декоративных растений.

Следует отметить, что в литературных источниках сведения об этих видах очень ограничены. Они, как правило, представляют собой указания на места произрастания или характеризуют общее морфологическое строение названных видов. Этим и было обусловлено предпринятое нами обобщение материалов об эколого-ценотических особенностей трех представителей группы дальневосточных травянистых многолетних лиан: диоскореи ниппонской, кирказона скрученного и луносемянника даурского.

Для анализа эколого-ценотических особенностей запланирован­ных к изучению видов нами были обобщены литературные материалы (Харкевич, Качура, 1981; Воробьев, 1982; и др.), данные гербарных образцов, хранящихся в гербарии Биолого-почвенного института и Ботанического сада-института ДВО РАН, а также результаты личных наблюдений как в природных местообитаниях, так и в условиях культуры. В естественных местах произрастания изучение этой группы растений проводилось маршрутным методом на территории Южного Приморья (окрестности г. Владивостока, Хасанский район), при этом использовалась общепринятая методика геоботанических описаний (Сукачев, 1972). Осуществлялись также наблюдения за этими видами в условиях коллекций Ботанического сада-института ДВО РАН. Латинские и русские названия видов приведены по сводке «Сосудистые растения советского Дальнего Востока» (1985-1996).

Как показало обобщение материалов, диоскорея ниппонская на российском Дальнем Востоке чаще всего приурочена к вторичным растительным сообществам, возникшим в результате рубок и пожаров. Она встречается в разреженных лесах с преобладанием Quercus mongolica, Maackia amurensis ; в кустарниковом ярусе таких фитоценозов обычна Lespedeza bicolor, отмечаются и деревянистые лианы - Schisandra chinensis, Vitis amurensis. Реже ее можно встретить под пологом разреженных смешанных лесов. Произрастает диоскорея и среди зарослей Corylus heterophylla , отмечается в долинах рек совместно с другими травянистыми многолетними лианами ( Menispermum dauricum, Metaplexis japonica ). Как правило, число особей невелико или они еди­ничны, выше 400-500 м над уровнем моря этот вид не поднимается (Шретер и др., 1965).

Диоскорея ниппонская произрастает как на рыхлых, богатых гу­мусом лесных почвах, так и на довольно сухих песчано-каменистых почвах. По условиям освещения это преимущественно среднесомкнутые (сомкнутость древесного полога 0,5-0,6) лесные сообщества либо кустарниковые или высокотравные фитоценозы на открытых местах. Экологическая амплитуда Dioscorea nipponica по отношению к свету довольно широка - этот вид хорошо себя чувствует на полностью освещенных участках, может расти и в затенении, но в этих условиях не всегда входит в фазу плодоношения. Анализ экологических особенностей данного вида дает основания считать диоскорею мезофитом, светолюбивым растением.

Кирказон скрученный в условиях юга Приморского края чаще всего встречается в долинах рек, по берегам ручьев, в зарослях ивы, полынниках, на лесных опушках. Отмечается обычно одиночными особями, реже - небольшим числом экземпляров. Почвы в местах его произрастания, как правило, свежие или довольно влажные, в ивняках и кустарниковых зарослях кирказон притенен ветвями, на лесных опушках он произрастает в услови­ях полного освещения. В целом этот вид можно охарактеризовать как мезофитный, мезотрофный, свето- и теплолюбивый.

Луносемянник даурский обычен по каменистым склонам, кана­вам, полынникам, в приречных зарослях ивы, где можно встретить и другие виды многолетних травянистых лиан ( Clematis fusca, Metaplexis japonica, Dioscorea nipponica) . Предпочитает нижние части склонов или долинные участки, в горы не поднимается (Воробьев, 1968). Произрастает одиночными особями или образует (иногда) заросли.

Этот вид относится к растениям, хорошо развивающимся как при затенении, так и на свету. В условиях полного солнечного освещения луносемянник образует более яркую и плотную листву, при этом листовая пластинка имеет красно-бурый ободок по краю (Гринер, 1971). При таком освещении красными могут становиться также листовые черешки и стебли, чего не наблюдается при затенении. Учитывая экологические особенности, луносемянник даурский может быть охарактеризован как мезотрофный, мезофильный, светолюбивый вид.

Таким образом, все изучаемые виды лиан являются мезофитами. По отношению к условиям освещения они довольно пластичны, хорошо растут при полном освещении, но выносят и притенение. Обобщение материалов об экологических особенностях Dioscorea nipponica. Menispermum dauricum, Aristolochia contorta показало, что все эти виды характеризуются достаточно широкими экологическими амплитудами, что дает основания говорить о перспективности широкого введения этих видов в культуру.

Литература

Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М., 1983. С. 229.

Баркалов В.Ю. Семейство Диоскорейные - Dioscoreaceae R.Br. // Сосудистые растения советского Дальнего Востока. Л.: Наука, 1988. Т. 3. С. 174-175.

Воробьев Д.П. Дикорастущие деревья и кустарники Дальнего Востока. Л.: Наука, 1968. С. 98-99.

Воробьев Д.П. Определитель сосудистых растений окрестностей г. Владивостока. Л.: Наука, 1982.254 с.

Гринер Б.М. Опыт интродукции растений сем. Menispermaceae // Бюл. Гл. ботан. сада. 1971. Вып. 79. С. 37-41.

Лаеренов В.К., Лавренова Г.В. Полная энциклопедия лекарственных растений. СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 1999. Т. 1. 735 с.

Слизик Л.Н. Основные итоги изучения декоративных многолетников флоры Приморья и возможности их использования // Природная флора Дальнего Востока (биология, использование, охрана). Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1977. С. 3-17.

Сосудистые растения советского Дальнего Востока. Л.: Наука, 1985-1996. ТТ. 1-8.

Сукачев В.Н. Избранные труды. Т. 1. Основы лесной типологии и биоценологии Л.: Наука, 1972.415 с.

Харкевич С.С. Семейство Кирказоновые - Aristolochiaceae Juss // Сосудистые растения советского Дальнего Востока. Л.: Наука, 1987 а. Т. 2. С. 19-21.

Харкевич С.С. Семейство Луносемянниковые — Menispermaceae Juss // Сосудистые растения советского Дальнего Востока Л.: Наука, 1987 б. Т. 2. С. 30-31.

Харкевич С.С, Качура Н.Н. Редкие виды растений советского Дальнего Востока и их охрана. М.: Наука, 1981. 234 с.

Чхве Тхэсоп Лекарственные растения. М.: Медицина, 1987. 606 с.

Ulpemep A.M., Пименов М.Г., Васильева В.Д. О номенклатуре, распространении и запасах сырья диоскореи советского Дальнего Востока // Растит, ре­сурсы. 1965. Т. 1, вып. 3. С. 390-396.

E.V. Novikova, O.V. Khrapko. Ecological peculiarities of some herbaceous lianas of the Russian Far East

The paper gives ecological peculiarities of some herbaceous lianas of the Russian Far East. Due to wide ecological range, those species are promising plants for introduction and landscaping.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх