Логотип БСИ ДВО РАН
Виды Trifolium lupinaster L. и Trifolium pacificum Bobr. в заповедниках Российского Дальнего Востока

Виды Trifolium lupinaster L. и Trifolium pacificum Bobr. в заповедниках Российского Дальнего Востока

Калинкина В. А.

Опубликовано в : Труды IV конференции по заповедному делу. Благовещенск, 2007.

Охрана природных объектов – одно из важнейших условий сохранения биоразнообразия. Воздействие человека на биосферу достигло не бывалых в истории размахов. В настоящее время ежедневно происходит исчезновение видов растений и животных. В связи с этим проблема сохранения биоразнообразия признана одной из ключевых проблем глобальной экологии.

Основная роль в сохранении биоразнообразия принадлежит системе особо охраняемых природных территорий: заповедникам, заказникам и национальным паркам. Наиболее важным элементом в этой системе являются государственные природные заповедники.

В связи с этим выявление таксономического разнообразия флоры заповедников имеет очень большое значение для разработки эффективной системы охраны природных объектов. В этом аспекте изучение представленности в заповедниках группы растений или отдельных видов, каковыми являются Trifolium lupinaster L. и Trifolium pacificum Bobr., актуально.

T. lupinaster и T. pacificum относятся к семейству бобовые – Fabaceae Lindl s. l., подсемейству Papilinoideae DC, трибе Trifolieae (Bronn) Benth, роду Trifolium L., подроду Lotoidea Pers., секции Lupinaster (Fabr.) Ser. [12].

Ареал T. lupinaster довольно обширен, он протянулся от Западной Европы до берегов Тихого океана и от Полярного круга (низовья рр. Печоры и Енисея) до гор Тянь-Шаня и Алтая [17]. На Российском Дальнем Востоке вид представлен в Алданском, Нюкжинском, Даурском, Северо-Сахалинском, Верхнее-Зейском, Нижнее-Зейском, Буреинском, Амгунском, Уссурийском флористических районах.

Ареал T. pacificum напротив достаточно узок и приурочен к прибрежно-морской зоне. На Российском Дальнем Востоке этот вид представлен на побережье Уссурийского, Южно-Сахалинского и Южно-Курильского флористических районов. По данным Н. С. Павловой (2004) клевер тихоокеанский считается Дальневосточным (Уссурийским) неморальным эндемиком [14].

Ареал T. lupinaster

Ареал T. pacificum

На Российском Дальнем Востоке (РДВ) в настоящее время существует 23 заповедника.

В Магаданской области: Остров Врангеля (организован в 1976г.), Магаданский (1982).

В Камчатской области: Командорский (1993), Корякский (1995) и Кроноцкий (1997).

В Хабаровском крае: Буреинский (1987), Комсомольский (1980), Джугджурский (1990), Болоньский (1997), Ботчинский (1994) и Большехехцирский (1963) .

В Еврейской автономной области - «Бастак» (1997).

В Амурской области: Зейский (1963), Хинганский (1963) и Норский (1998).

В Приморском крае; Сихотэ-Алинский (1935), Ханкайский (1990), Уссурийский (1932), Лазовский (1935), Кедровая Падь (1932) и Дальневосточно-морской (1978).

В Сахалинской области: Поронайский (1988) и Курильский (1984).

В настоящее время опубликованы флористические работы, в которых представлены списки растений заповедников РДВ. Нашей задачей является изучение онто- и морфогенеза видов T. lupinaster и T. pacificum. В связи с этим нас заинтересовал вопрос, насколько представлены эти виды на территории заповедников РДВ и в каких экологических условиях они встречаются.

На севере в Магаданской области, где находятся два заповедника: Магаданский [13] и Остров Врангеля [16] и в Камчатской области: в Командорском [9], Корякском [4] и Кроноцком [24] заповедниках T. lupinaster и T. pacificum не встречаются.

В Хабаровском крае располагаются шесть заповедников. T. lupinaster встречается во всех 6 заповедниках, T. pacificum только в одном.

В Буреинском заповеднике по данным Петелина Д. А., и А. Е. Кожевникова (1998) T. lupinaster встречается в Долине Правой Буреи в районе устья р. Бурейка и долине р. Бурейки, в нижнем течении на высоте 940-1100м н. у. м. [15].

По данным В. М. Вана (1988) в Комсомольском заповеднике T. lupinaster произрастает в долине р. Горин в районе устья р. Галанда, в устье р. Ченки, в окрестности с. Бичи, в урочище Половинка. В этих районах T. lupinaster L. встречается достаточно часто на сухих лугах и дубовых редколесьях [6].

В 2005 году вышла работа Шлотгауэра С. Д. и Крюковой М. В. «Флора охраняемых территорий побережья российского Дальнего Востока. Ботчинский, Джугджурский заповедники, Шантарский заказник». T. lupinaster приводится в списке флоры Джугджурского и Ботчинского заповедников.

В Джугджурском заповеднике клевер люпиновидный встречается на лугах, в лиственничных и березовых лесах, на лесных опушках, по берегам рек и морей [23].

По гербарным сборам А. Б. Мельниковой (28. 06. 1984г. Мельникова) в Большехекцирском заповеднике T. lupinaster можно встретить на правобережье р. Уссурки, близ устья р. Черная, на прирусловых галечниках.

В Ботчинском заповеднике T. lupinaster встречается на лугах, в лиственничных, березовых и широколиственных лесах, на опушках, на приречных и приморских песках и галечниках, но активность этого вида в Ботчинском заповеднике, в сравнении с Джугджурским низкая.

В Ботчинском заповеднике в 2005 году впервые зарегистрирован T. pacificum. Как и клевер люпиновидный, клевер тихоокеанский в Ботчинском заповеднике низко активен. Встречается спорадически на лугах, на береговых обрывах, в долинах рек [23].

В Буреинском, Комсомольском, Джугджурском, Большехекцирском заповедниках клевер тихоокеанский не встречается.

К сожалению, по флоре Болонского заповедника опубликованных данных нет.

В Еврейской автономной области расположен заповедник «Бастак», на территории которого по данным Т. А. Рубцовой и В. В. Якубова (2007) T. lupinaster встречается спорадически в лиственничных лесах, по галечниковым берегам рек и на обочинах дороги. Клевер тихоокеанский в заповеднике «Бастак» не встречается [19].

В Амурской области находятся три заповедника: Зейский, Хинганский и Норский. Амурская область это территория, не имеющая выхода к морю, поэтому T. pacificum в этих заповедниках не произрастает. T. lupinaster напротив, встречается во всех трех заповедниках.

В Зейском заповеднике клевер люпиновидный растет повсеместно в осветленных сухих лесах, на опушках, полянах и просеках [21].

В Хинганском заповеднике T. lupinaster так же является обычным видом и встречается на лугах и опушках леса. По данным С. Г. Кудрина в окрестностях озера Лебединого встречается альбиносная форма T. lupinaster [8].

В Норском заповеднике по данным Т. И. Близнюк (2003) клевер люпиновидный также можно встретить в разреженных светлых лесах, на опушках леса и на лугах [5].

Приморский край отличается теплым климатом и достаточно протяженной прибрежной территорией. В связи с этим во флоре 4 из 6 заповедников Приморского края встречается T. pacificum, T. lupinaster произрастает во всех заповедниках Приморского края.

В Сихотэ-Алинском биосферном заповеднике клевер тихоокеанский растет по побережью Японского моря, на приморских скалах, открытых склонах и песках, иногда под пологом прибрежных дубняков. Этот вид можно встретить в урочище Благодатном, на второй морской террасе в устье ручья Сухой, в сухом разнотравно-папоротниковом дубняке, у края дороги, в урочище Мейса, на лугу и в урочище Абрек, на каменистом склоне к морю [14].

В заповеднике «Кедровая падь» по данным Т. И. Нечаевой (1972) встречался только клевер люпиновидный на сухих склонах Сухореченского и Гаккелевского хребтов [10]. По гербарным сборам Т. И. Нечаевой (1. 08. 1964г. Т. И. Нечаева) T. lupinaster встречается так же в травостое на лугу и среди камней. Флору заповедника «Кедровая Падь» в последнее время изучала Р. И. Коркишко (2000) и кроме T. lupinaster в список сосудистых растений заповедника ею включен клевер тихоокеанский [7].

В Лазовском заповеднике T. lupinaster растет в разных экологических условиях: на сухих лугах, осыпях и скалах; в дубовых, широколиственных и кедрово-широколиственных лесах. Считается обычным видом. T. pacificum в Лазовском заповеднике так же считается обычным видом и встречается на морском побережье, осыпях и скалах [20].

Дальневосточно-морской заповедник располагается в прибрежной зоне Дальнего Востока и включает в себя ряд островов. По данным Е. А. Чубарь T. pacificum встречается только в северной части о. Большой Пелис на злаково-разнотравных лугах с тимьяном японским [22]. Н. С. Пробатова, В. П. Селедец, В. А. Недолужко, Н. С. Павлова в своей работе указывают еще ряд островов, во флоре которых присутствует T. pacificum - это острова Матвеева и Стенина [18].

T. lupinaster на территории Дальневосточно-морского заповедника встречается часто на островах: Большой Пелис, Стенина, Дурново, Фуругельма, Фальшивый [22]. Н. С. Пробатова и др. указывает так же о. Матвеева. Здесь этот вид растет на разнотравно-злаковых лугах морских террас [18].

Уссурийский заповедник в отличие от предыдущих заповедников Приморского края не имеет выхода к морю, поэтому на его территории T. pacificum не встречается. По данным Т. А. Безделевой и Л. А. Фединой (2006) T. lupinaster в Уссурийском заповеднике встречается в верховья р. Аникина Падь, долине р. Каменка и в районе ключа Лобанов [3].

Сосудистыми растениями Ханкайского заповедника занимались В. Ю. Баркалов и С. С. Харкевич. В статье «Сосудистые растения Государственного заповедника «Ханкайский» (1995) они указывают место сбора T. lupinaster на территории заповедника - Чертовое болото. T. pacificum на территории заповедника не встречается [1].

В Сахалинской области располагаются два заповедника: Курильский и Поронайский. Флора Курильского заповедника включает в себя только T. pacificum. Этот вид клевера произрастает на о. Кунашир (Тятинское лесничество) на разнотравных лугах, каменистых склонах морской террасы, реже на морском побережье. Встречается достаточно часто и считается островным видом [2].

Для Поронайского заповедника T. lupinaster и T. pacificum Н. С. Павловой не приводятся [11].

Из выше изложенного видно, что T. lupinaster встречается часто на территории Дальнего Востока. Из имеющихся 23 заповедников РДВ этот вид клевера отмечен в 15, расположенных на территории Хабаровского, Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. Севернее на территории заповедников Магаданской, Камчатской и Сахалинской областей клевер люпиновидный не встречается.

T. pacificum произрастает только в 6 заповедниках имеющих выход к морю: Курильский, Ботчинский, Дальневосточно-морской, Лазовский, «Кедровая Падь», Сихотэ-Алинский. В Курильском, Лазовском, Дальневосточно-морском заповедниках встречается часто и считается обычным видом. В Ботчинском, Сихотэ-Алинском и «Кедровой Пади» - редко, спорадически.

Таблица:

Распространение видов T. lupinaster L. и T. pacificum Bobr. в заповедниках РДВ

Название заповедникаT. lupinaster L.T. pacificum Bobr.
Остров Врангеля--
Магаданский--
Командорский--
Корякский--
Кроноцкий--
Буреинский+-
Комсомольский+-
Джугджурский+-
«Бастак»+-
БолоньскийДанных нет
Ботчинский++
Большехехцирский+-
Зейский+-
Хинганский+-
Норский+-
Сихотэ-Алинский++
Ханкайский++
Уссурийский+-
Лазовский++
Кедровая Падь+-
Дальневосточно-морской++
Поронайский--
Курильский-+

В настоящее время идет довольно обширная эксплуатация морской акватории и прилегающих к ней территорий. В результате деятельности человека происходит вытаптывание растений на побережье и утрамбовывание почвы, идет масштабная застройка прибрежно-морской зоны. Все это приводит к уничтожению природного ареала T. pacificum. Так как по данным Н. С. Павловой T. pacificum считается Дальневосточным (Уссурийским) неморальным эндемиком и имеет достаточно узкий ареал обитания, напрямую связанный с прибрежно-морской зоной мы считаем целесообразным, усилить меры по охране этого вида клевера.

Литература

1. Баркалов В. Ю., Харкевич С. С. Сосудистые растения государственного заповедника «Ханкайский» // Проблемы сохранения водно-болотных угодий международного значения: Озеро Ханка. Тр. международ. науч.-практич. конф. Спаск-Дальний, Заповедник «Ханкайский», 1995. С. 5-29.

2. Баркалов В. Б., Еременко Н. А. Флора природного заповедника «Курильский» и заказника «Малые Курилы» (Сахалинская область). Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 119.

3. Безделева Т. А., Федина Л. А. Сосудистые растения // Флора, растительность и микробиота заповедника «Уссурийский» /Владивосток: Дальнаука, 2006. С. 79-134.

4. Беликович А. В. Растительный покров северной части Корякского нагорья. Владивосток: Дальнаука, 2001. 415с.

5. Близнюк Т. И. Предварительные итоги флористических исследований на территории Норского заповедника // Сб. статей к 5-тилетию Норского заповедника. Благовещенск – Февральск. 3003. С. 29-41.

6. Ван В. М. Сосудистые растения Комсомольского заповедника (Хабаровский край) / Комаровские чтения. Вып. 35. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. С. 69-122.

7. Коркишко Р. И. Сосудистые растения // Кадастр растений и грибов заповедника «Кедровая падь»: Списки видов. Владивосток: Дальнаука, 2002. С. 53.

8. Кудрин С. Г. Сосудистые растения // Флора и растительность Хинганского заповедника (Амурская область). Владивосток: Дальнаука, 1998. С. 128.

9. Мочалова О. А., Якубов В. В. Флора Командорских островов. – Владивосток: БПИ ДВО РАН, 2004. 120с.

10. Нечаева Т. И. Конспект флоры заповедника «Кедровая Падь» // Флора и растительность заповедника «Кедровая Падь». Владивосток. 1972. С. 43-88.

11. Павлова Н. С. Сосудистые растения заповедника «Поронайский» (остров Сахалин) // Комаровские чтения. Вып. 35. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. С. 30-52.

12. Павлова Н. С. Сем. Бобовые – Fabaceae Lindl s. l. // Сосудистые растения сов. Дальнего Востока, 1989. Т. 4. С. 191 – 339.

13. Павлова Н. С., Якубов В. В. Сосудистые растения Ольского и Ямского лесничества заповедника Магаданский // Флора охраняемых территорий Российского Дальнего Востока: Магаданский, Буреинский и Курильский заповедники. Владивосток: Дальнаука, 1998. С. 7-25.

14. Павлова Н. С. Сем. Fabaceae // Флора Сихотэ-Алинского биосферного заповедника (сосудистые растения). ДВО РАН БСИ; Владивосток. 2004. С. 125.

15. Петелин Д. А., Кожевников А.Е. Сосудистые растения Буреинского заповедника (Хабаровский край) // Флора охраняемых территорий Российского Дальнего Востока: Магаданский, Буреинский и Курильский заповедники. Владивосток: Дальнаука, 1998. С. 26-70.

16. Петровский В. В. Сосудистые растения Острова Врангель (конспект флоры): Препринт. Магадан, 1988. 49с.

17. Покровская Т. М. Жизненные формы люпиновидного клевера Trifolium lupinaster L. в условиях Ильменского хребта Южного Урала и Зауралья // Жизненные формы в экологии и систематике растений. М., 1986. С. 29-39.

18. Пробатова Н. С., Селедец В. П., Недолужко В. А., Павлова Н. С. Сосудистые растения островов залива Петра Великого в Японском море (Приморский край). Владивосток: Дальнаука, 1998. С. 44.

19. Рубцова Т. А., Якубов В. В. Сосудистые растения // Флора, микробиота и растительность заповедника «Бастак». Владивосток: Дальнаука, 2007. С. 101-152.

20. Таран А. А. Сосудистые растения // Флора, микробиота и растительность Лазовского заповедника. Владивосток: Русский остров, 2002. С. 94.

21. Флора и фауна заповедников СССР. Мохообразные и сосудистые растения Зейского заповедника (Оперативный материал) / Под ред. Губанова / М., 1987. С. 53.

22. Чубарь Е. А. Флора и фауна заповедников СССР. Сосудистые растения островов Дальневосточно-морского заповедника (аннотированный список) / Под ред. И. А. Губанова / М., 1992. С. 37-38.

23. Шлотгауэр С. Д. Флора охраняемых территорий побережья российского Дальнего Востока. Ботчинский, Джугджурский заповедники, Шантарский заказник / С. Д. Шлотгауэр, М. В. Крюкова; отв. ред. В. Ю. Баркалов, РАН ДВО, Институт водных и экологических проблем. М.: Наука, 2005. С. 9-170.

24. Якубов В. В. Сосудистые растения Кроноцкого биосферного заповедника (Камчатка). Владивосток. 1997г. 100с.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх