IV Дальневосточный фестиваль науки для школьников "Окно в природу"
16 октября в Институте биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН прошел IV ежегодный фестиваль дальневосточной науки для школьников «Окно в природу».
В мероприятии приняло участие более 600 школьников г. Владивостока и практически все институты ДВО РАН.
В программу фестиваля входили популярные лекции и презентации, фильмы о природе Приморского края, мастер-классы, мини-спектакли, эксперименты, конкурсы, викторины. Школьники смогли познакомиться с новейшими достижениями дальневосточной науки, своими руками проделать различные эксперименты с химическими реактивами, поработать с научным оборудованием.
На протяжении нескольких лет фестиваль науки является для молодых сотрудников БСИ своеобразным экзаменом. Здесь они часто впервые апробируют свои экологические программы и идеи, что значительно способствует развитию в Ботаническом саду собственного эколого-ботанического центра .
Наши сотрудники представили 3 различных мастер-класса, спектакль и лекцию-презентацию, фотоотчет о которых предстален ниже.
На каждое из данных мероприятий Вы можете сделать заявки! (ссылка: эколого-ботанический центр Ботанического сада)
СПЕКТАКЛЬ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КУШАЙ ТРАВКУ", посвященный диким съедобным и лекарственным растениям Приморского края | Сотрудники БСИ показали ребятам настоящее костюмированное действие, сопровождающееся красочной презентацией. Школьники познакомились с различными дикоросами Приморья, начиная от эндемичных и кончая сорными, узнали об особенностях их использования. В спектакле задействовано пять героев, являющихся живым олицетворением Крапивы, Элеутерококка, Бубенчика, Хвоща и Мокрицы. Слайды дополняли слова актеров. На протяжении спектакля детям задавались вопросы, от шуточных до очень серьезных и актуальных. В конце спектакля актеры исполняли песню о пользе диких растений для нашего здоровья и любви к родной природе. Спектакль был показан дважды. В целом его посмотрело более 100 школьников. Ниже предсталено несколько выдержак из спектакля. |
Хвощ является ценным ингридиентом для салатов. Растет на лугах, в сырых лесах. | Как говорит изображающая его Альбина Брижатая: " Меня можно есть сырым, класть в суп, солить на зиму... Я полезен для сердца, почек, прогоняю микробов, заживляю раны". | Вареные побеги молодого хвоща. Добавить специй, потушить и ...пальчики оближешь! |
Другой герой спектакля рассказывает о бубенчиках и колокольчиках - известных растениях, живущих на лугу, в лесу, на скалах у моря. | Во время войны их корни спасали людей от голода. Суп из корешков напоминает по вкусу куриный, поэтому в народе бубенчики и колокольчики называют "курочками". Листья и побеги у них также съедобны как в вареном, так и в сыром виде. | "А какие красивые букеты получаются из колокольчиков! Так и хочется их всех вырвать!" - тут же заявляет Крапива (Екатерина Роенко, сценарист и режисер спектакля), и вместе с детьми актеры обсуждают, как важно не рвать растения впустую, а беречь их и использовать для дела. |
С помощью губок, красок и кистей ребята изготовили отпечатки листьев и вай местных растений Необходимый материал был предоставлен БСИ ДВО РАН. | МАСТЕР-КЛАСС «ВЕСЕЛЫЙ ГЕРБАРИЙ»Школьники почувствовали себя настоящими художниками-флористами, познакомились с разнообразным природным материалом, узнали, как называются растения. | Отпечатки листьев получились отчетливыми. Свои работы школьники унесли домой. Интересно, смогут ли родители дать названия изображенным на них растениям? |
Когда растения высохнут, ребята склеят их и смастерят симпатичные открытки для родных и близких. | МАСТЕР-КЛАСС "ОТКРЫТКА ДЛЯ МАМЫ"Мы разложили перед ребятами множество осенних цветов, листьев, веточек и вай папоротников.Материал для будущих открыток они выбирали сами. Сперва данный материал необходимо высушить. Для этого школьникам были разданы картонные прессы 12*8 см, листы бумаги такого же размера и резинки для их фиксирования. Прессы с находящимися в них растениями ребята унесли домой. | Выбор материала для открыток - дело непростое, требует творчества и внимательности. К.б.н., с. н.с. Валентина Калинкина объясняет, что прежде, чем заложить растения в гербарные прессы, их необходимо тщательно расправить, отделить лишние части. |
МАСТЕР-КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЛИШАЙНИКОВ"продемонстровал различные типы и виды лишайников. С помощью пальчикового микроскопа и ноутбука, на экране которого отражались увеличенные образцы, ребята знакомились со сложным миром низших растений. Данный мастер-класс стал на Фестивале науки уже ежегодным. Мало кто из нас обращает внимание на лишайники. А ведь в дикой природе они повсюду, где есть камни, деревья, почва. | Глядя на экран, не поверишь, что там изображены лишайники. Кажется, это шляпки маленьких грибов, морские волны, кипящее сказочное зелье. |
Школьники научились пользоваться электронным микроскопом, увидели увеличенные во много раз образцы, сделали их фотографии. | В отличие от предыдущих мастер-классов лишайники с интересом изучали школьники старших классов и взрослые. | К.б.н., с.н.с., лихенолог Лидия Яковченко рассказывает о меньчайших лишайниковых спорах. На возникший вопрос о том, могут ли эти споры прорасти прямо в нас при случайном их вдыхании, Лидия отвечает отрицательно. |
Какое влияние на дерево оказывает эта лиана? | ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВРАГИ И ДРУЗЬЯ СРЕДИ РАСТЕНИЙ"Среди растений существуют самые разнообразные отношения: дружба, борьба, взаимоподдержка, избегание друг друга. На примере известных приморских растений (омелы, тиса, актинидии, древогубца и др.) инженер-исследователь Елена Малашкина рассказала ребятам о паразитизме, симбиозе, химическом воздействии растений друг на друга, сдавливании стволов лианами и многом другом. Школьники узнали, какие растения стоит и не стоит сажать рядом на пришкольных участках, в садах, на огородах. | Почему на цветочных клумбах стоит сажать чеснок и бархатцы? |
Почему в тисовой роще не растут травы? А в хвойно-широколиственном лесу они устилают всю поверхность почвы? |
Приходите к нам в гости! Пополняйте свои знания!
Автор: Е.Н. Роенко