Логотип БСИ ДВО РАН
Экспедиция на север Приморского края (август, 2014)

Экспедиция на север Приморского края

В августе 2014 года состоялась экспедиция на север Тернейского района Приморского края сотрудников лаборатории флоры Дальнего Востока Ботанического сада-института ДВО РАН совместно с сотрудниками Сихотэ-Алинского заповедника и общественной экологической организации «Урагус». Целью экспедиции было изучение флоры сосудистых растений. Особый акцент был сделан на выявление мест локализации и описание популяций редких и эндемичных видов растений. Одной из важных задач экспедиции было собрать материал для популяционного генетического анализа эндемичных видов растений и близкородственных видов и материал для их изучения в условиях интродукции в Ботаническом саду.

Участники экспедиции обследовали верховья рек Максимовка, Средняя Амгу и её правых притоков, поработали в районе Амгинского каньона, сделали восхождение на гору Туман. После этого экспедиция продолжила свою работу в окрестностях посёлка Амгу: на мысе Белкина и северной оконечности бухты Амгу.

В ходе работы экспедиции были сделаны описания условий обитания и популяций эндемов - соссюреи Вышина, соссюреи Колесникова, полыни лохматой, эдельвейса Палибина. Соссюрея Вышина – эндем Сихотэ-Алинских гор, была описана по образцам, собранным Б.П. Колесниковым в 1937 г. в верховьях реки Такема (Кема). В ходе нашей экспедиции получены дополнительные данные о распространении вида на г. Туман в верховьях реки Средняя Амгу. В бухте Амгу, на мысе Белкина впервые были сделаны описания условий обитания и популяционной структуры еще одного эндемичного вида – соссюреи Колесникова. Эндемичные виды являются хорошими индикаторами изменения климата. Изучение их популяций в разных частях ареала и диапазона условий обитания дает информацию для понимания устойчивости популяций при изменении климата и позволяет спрогнозировать их поведения при разных сценариях климатических изменений.

За время экспедиции был собран гербарий сосудистых растений из разных местообитаний (хвойно-широколиственные леса, елово-пихтовые леса, каменноберезники, заросли кедрового стланика, высокогорная тундра, прибрежные скалы и прибрежные луга, каменные россыпи, скальные обнажения в речных каньонах), выполнены геоботанические и флористические описания, нанесены на карту местоположения уникальных лесных сообществ и точки локализации редких и эндемичных видов растений.

В ходе экспедиции мы познакомились не только с уникальной растительностью и флорой мало изученного севера Приморского края, но и узнали, что на этой территории, в с. Амгу, живут необыкновенно добрые и отзывчивые люди. Все местные жители относились с большим пониманием и интересом к нашей работе и помогали в решении разных вопросов. Особую благодарность хотим выразить семье Коломеец и работникам маяка.

От сотрудников лаборатории флоры Дальнего Востока БСИ ДВО РАН большая благодарность нашим попутчикам и помощникам – сотрудникам Сихотэ-Алинского заповедника и членам общественной организации «Урагус» за активное участие в работе экспедиции. Особая благодарность директору Сихотэ-Алинского заповедника Горшкову Д.Ю. и научному сотруднику Бондарчук С.Н., руководителю общественной организации «Урагус» Максимовой Г.Д., водителю Дарменову К.М. Без вашей помощи и участия работа экспедиции не была бы такой успешной и результативной!

Экспедиция проведена на средства гранта фонда Rufford 14786-1.

История одного маршрута. Как мы ходили за Соссюреей

Наверное самым сложным маршрутом для нашей экспедиции оказалось восхождение на г. Туман (1488 м над ур. м.). Это не самая высокая гора на среднем Сихотэ-Алине, но восхождение на нее оказалось не очень легким. Путь проходил сначала по левому обрывистому берегу р. Средняя Амгу, затем по водоразделу рек Средняя Амгу и ручья Безымянный бассейна реки Максимовка. Пояс кедрово-широколиственных лесов сменился елово-пихтовыми сообществами, на высоте 700-800 м было обнаружено редкое сообщество – инверсионный дубняк с кедровым стлаником, далее по водоразделу каменноберезники и лиственничники с кедровым стлаником, они сменились практически чистыми зарослями кедрового стланика высотой 2-3 м. Участок с кедровым стлаником на нашем маршруте оказался довольно протяженным - около 3 км. Это и оказалось основным препятствием, чтобы взобраться и спуститься с горы за один день. Тот, кто хотя бы раз ходил по зарослям кедрового стланика высотой выше человеческого роста поймет, почему скорость движения составляла в среднем 1 км за 2 часа. Но, не смотря на такое сложное передвижение, мы считали, что нам повезло, что нет дождя, который обещали на этот день, и что температура комфортная и нет кусачих насекомых. В общем, мы не жаловались, а продолжали идти к цели. По предварительным сведениям, которыми мы располагали, в высокогорьях мы ожидали собрать эндемичный вид из рода Соссюрея (сем. Сложноцветные) – Соссюрею жемчужную. Приближался вечер. Мы уже точно знали, что ночевать придется под горой Туман. Решили, что еще пройдем некоторое расстояние и будем искать место на ночлег. Устали. Но тут я слышу голос Светланы, идущей позади меня:

- Лена! Это же соссюрея! Это точно она! Ты не заметила?

Я быстро возвращаюсь обратно. И каково же мое изумление – это действительно объект наших поисков – соссюрея, но, кажется, что не жемчужная. (Потом я определила, что это эндемичный вид – соссюрея Вышина)

- Света! – говорю я. Какая же ты молодец! Ты такая внимательная! Это действительно наша соссюрея!

Счастью не было предела! Мы все радовались, что не зря проделали этот путь. Усталость сразу прошла и мы стали изучать увиденные растения, делать описание, фотографировать, собирать гербарий, образцы тканей листьев для генетических исследований.

После этого мы выбрали место для ночевки и стали обустраивать наш лагерь. Нам везло. Внизу, в долине мы видели густой туман, а здесь наверху, под горой Туман, было очень тепло и уютно. Ночь была теплая и сухая. Мы были благодарны этому месту за чудесный прием, а потому и назвали его – Чудесным!

На следующий день мы все-таки достигли горы Туман, нашли еще много точек, где росла соссюрея и много других интересных высокогорных растений, в том числе и поповиоколокольчик узкоплодный – представитель монотипного эндемичного рода из сем. Колокольчиковые.

Сегодня для нас основным препятствием был уже не столько привычный кедровый стланик, сколько отсутствие воды. День был жаркий, и очень хотелось пить, но запасы воды были истощены. Спускаться мы решили не хребтом, а по верхнему правому притоку реки Средняя Амгу. Были счастливы, когда дошли до воды! Какая же она вкусная! Но спуск по ручью оказался тоже не легким – русло узкое, состоит из крутых порогов, часто обрамлено скалами. Но ничего, когда идешь рядом с водой, то уже легче.

В лагерь мы вернулись победителями! Были счастливы, что выбрали этот маршрут, собрали такие интересные растения, сделали описания и получили массу положительных эмоций!

Участники экспедиции (фото Дарменова К.М.) Бухта Амгу (фото Бондарчук С.Н.) Амгинский каньон (фото Бондарчук С.Н.) Амгинский каньон (фото Бондарчук С.Н.) Амгинский каньон (фото Бондарчук С.Н.) Вид на Амгинский каньон (фото Бондарчук С.Н.) Вид на Амгинский каньон (фото Бондарчук С.Н.) Вид на Амгинский каньон (фото Бондарчук С.Н.) Дороги Тернейского района (фото Ревчук Н.А.) Водораздел Средней и Правой Амгу (фото Ревчук Н.А.) Водораздел Средней и Правой Амгу (фото Ревчук Н.А.) Водораздел Средней и Правой Амгу (фото Ревчук Н.А.) Долина Средней Амгу, вид с горы Туман (фото Ревчук Н.А.) Подъем в горы (фото Бондарчук С.Н.) По пути на гору Туман (фото Бондарчук С.Н.) На горе Туман (фото Бондарчук С.Н.) Ночевка на горе Туман (фото Бондарчук С.Н.) Фотографируем Дремлик сосочковый (фото Бондарчук С.Н.) Фотографируем Соссюрею треугольную (фото Бондарчук С.Н.) Соссюрея Вышина (фото Бондарчук С.Н.) Соссюрея Вышина (фото Бондарчук С.Н.) Соссюрея Вышина (фото Бондарчук С.Н.) Соссюрея Колесникова (фото Бондарчук С.Н.) Соссюрея Колесникова (фото Бондарчук С.Н.) Соссюрея треугольная (фото Бондарчук С.Н.) Сушим газеты для гербария (фото Бондарчук С.Н.) Сушим газеты для гербария (фото Бондарчук С.Н.) Закладываем гербарий (фото Ревчук Н.А.) Закладываем гербарий (фото Ревчук Н.А.) Река Средняя Амгу (фото Ревчук Н.А.) Кемские пороги (фото Бондарчук С.Н.) Побережье мыса Белкина (фото Бондарчук С.Н.) Побережье мыса Белкина (фото Бондарчук С.Н.) Маяк на мысе Белкина (фото Бондарчук С.Н.)

Завораживающий грохот (Поход на Амгинские водопады)

«…любой водопад – сложное явление, арена и результат борьбы и взаимодействия Воды, Камня и Атмосферы…Действующие водопады по своей сути – природные вечные двигатели».
Т.Г. Арсеев.

Находясь в Тернейском районе все туристам и просто любителям природы необходимо посетить Амгинские водопады. О них много говорят, много пишут, но что самое привлекательное до них сложно добраться, а это еще сильнее завораживает. От краевого центра до реки Амгу, где находятся водопады, по автомобильной дороге порядка 870 км. Мы ехали по сравнительно хорошей грунтовой дороге, но когда мы повернули на лесную - ведущую на водопады, наша машина постоянно страдала от хлестающих и царапающих ее со всех сторон веток. Каньон, где протекает река, назван Пастью Дьявола. Он окружен двухсотметровыми мрачными скалами, скрывающими солнце. Снег и лед там держатся до середины июня. Доехав до основной стоянки, где размещается большинство туристов идущих на водопад, мы разбили лагерь. В этот же день мы собрались идти посмотреть на водопад. Самый известный из Амгинских водопадов является Большой Амгинский, он же Черный Шаман. Дорога к нему порядка 5,5-6 км. В 2000 году к водопаду была расчищена тропа и подготовлен подход. Это было сделано в рамках программы учреждения на территории Тернейского района Кема-Амгинского национального природного парка. Именно поэтому подъемы и спуски имеют страховочные веревки. И мы были благодарны тем, кто их сделал! Без них я думаю, поход был бы в несколько раз сложнее.

Тропинка к Черному Шаману была вполне протоптанной, но в некоторых местах, где она пересекала ручьи, она терялась. Ориентирами для нас служили сложенные добрыми туристами пирамиды из камней, своеобразные стоунхенджи. В отличие от города в лесу тишина, только птичьи трели сопровождают туристов. Именно поэтому когда мы услышали отдаленный грохот, мы поняли – вот он, Шаман, почти рядом!

Дойдя до него, мы были поражены! Огромный объем воды падал вниз в 35 метрового уступа. Звук падающей воды как громовые раскаты был слышен везде. Вода, кристально чистя, прозрачная манила нас искупаться. Мы поддались. Это было не забываемее ощущение!

Выше Черного Шамана на втором этаже водопадной системы расположены еще шесть более мелких водопадов. Идти прямо по воде вверх мы не решились, поэтому взобрались на хребет и пошли вдоль него. Первое, что мы увидели, была первая ступень Большого Амгинского водопада, вместе с которой высота водопада достигает 50 м.

На хребте мы заметили слабо видимую тропинку. Она петляла, то приближаясь к обрывам, то уходя чуть дальше в лес. В тех местах, где тропинка была совсем рядом с обрывом, можно было увидеть водопады. Всего на втором этаже каньона 6 водопадов (Заячьи Уши, Соболиный, Тигриный, Ступенчатый, Тисовый, Иван Царевич) высотой от 3 до 9 метров. Самый высокий и красивый – «Иван Царевич». Последний водопад (самый верхний) похож на седую бороду. Высота его не превышает 4-х метров. К нашему большому сожалению, спуститься к водопадам оказалось крайне сложно. Для этого надо было, как минимум, иметь с собой страховочные приспособления. Поэтому мы любовались ими с высоты каменных уступов. Однако когда мы дошли до последнего мы обнаружили спуск. Иван Царевич действительно оказался Царевичем. Пусть не таким величественным как Черный Шаман, но не мене прекрасным. Постояв и полюбовавшись на миллионы падающих капель, мы тронулись в обратный путь.

Идя к лагерю, нас переполняли эмоции от увиденного, а еще восторг от того, что Амгу, река с сильным характером, которая на каждом повороте и каменном уступе показывает всем, что она здесь хозяйка!

Водопады Амгу (фото Ревчук Н.А.) Водопады Амгу (фото Ревчук Н.А.) Большой Амгинский водопад (фото Бондарчук С.Н.) Водопад Черный Шаман (фото Бондарчук С.Н.) Водопад Черный Шаман (фото Бондарчук С.Н.) Водопад Черный Шаман (фото Бондарчук С.Н.) Водопад Черный Шаман (фото Бондарчук С.Н.) Наша команда после возвращения из экспедиции (фото Бондарчук С.Н.)

Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук