Логотип БСИ ДВО РАН
Олений Утес - путешествие в прошлое! (июль, 2015)

Путешествие в прошлое

Уже много раз ученые и общественность говорят о том, что Хасанский район является жемчужиной не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока в целом. И вторая экспедиция сотрудников Ботанического сада-института ДВО РАН, в очередной раз подтвердила эту аксиому.

Но сначала небольшая географическая справка.

Наша экспедиция была запланирована на Борисовское плато, которое до 1972 г. носило название Шуфанское плато. Это низкогорное базальтовое плато расположено на севере Хасанского района, включает западные части Надеждинского района и Уссурийского городского округа. Плато входит в систему Восточно-Маньчжурских гор на границе России и Китая. Предельные высоты на данной территории не превышают 700 м над ур. м. Благодаря особенностям климата и рельефа, здесь можно увидеть сочетания широколиственных и хвойно-широколиственных (кедрово- и чернопихтово-широколиственных) лесов. На заболоченных водоразделах изредка встречаются лиственничники.

Целью нашей второй поездки было изучение флоры и растительности приграничных с Китаем участков плато, а именно Лесного хребта, г. Олений Утес, г. Бархатная в верховьях реки Амба. Проведя предварительные соглашения с национальным парком «Земля леопарда» и с пограничным управление ФСБ России мы отправились в путь. По дороге до места нашего будущего лагеря сотрудники парка рассказывали нам, что погода в этих местах может удивить любого своей переменчивостью. Однако, палившее в небе солнце и духота в машине, однозначно указывали на очень хорошую погоду. Приехав на место и выгрузив свое экспедиционное оборудование, мы просто обомлели от резкой смены погоды. Одновременно с палящим солнцем, начался тропический дождь, который так же быстро закончился. Вот оказывается, о чем говорил нам сотрудник парка!

В остальные дни экспедиции нам несказанно повезло с погодой, палившее перед этим два дня солнце сжалилось над нами, и в день нашего похода было не сильно жарко. На следующий день мы отправились в поход на г. Олений Утес. Поднимаясь на вершину, мы практически сразу поняли, почему она так называется. Макушки многих травянистых растений в массе были съедены оленями. Обилие кормовых растений на этой территории благотворно сказывается на поголовье этого вида копытных, что немаловажно для выживания крупных хищников, таких как тигр и леопард.

Неспешно шагая к вершине Оленьего Утеса, нам открывались красоты Хасанского района. Здесь встречались практически все представители семейства Аралиевые, произрастающие на Дальнем Востоке (калопанакс семилопастной, свободноягодник (элеутерококк) сидячецветковый и колючий, аралия высокая и континентальная и др.). На этот раз не нашли мы только корень жизни или женьшень, но это не последняя наша поездка и мы надеемся, что очередную точку для флоры Хасанского района и национального парка мы обязательно поставим.

Наш путь продолжался выше по склону и взгляду открывались удивительные картины – скалистые склоны, узкие распадки ключей и влажные седловины с разнообразной растительностью. Среди редких, занесенных в Красную книгу растений, таких как клён Комарова, берёза Шмидта (или железная), пихта цельнолистная, аралия континентальная, мы фиксировали удивительное разнообразие папоротников. Большие, маленькие, высокие, низкие, с цельными или рассечёнными вайами (листья папоротника) они встречались везде: под кронами деревьев и на скалистых выступах, в расщелинах и под кустами. Посчитав приблизительно число встреченных нами за один день видов папоротников, мы поразились. Из 84 видов папоротников, произрастающих на Дальнем Востоке (включая о-в Сахалин и о-ва Курильской гряды), только на г. Олений Утес мы нашли около 30! Эта древнейшая группа высших споровых растений появилась около 400 млн. лет назад в девонском периоде палеозойской эры. В конце палеозойской - начале мезозойской эры гигантские растения из группы древовидных папоротников во многом определяли облик планеты. Ну как же не представить себе, что ты в прошлом! Хоть и не древовидные, и не совсем гигантские, но огромные вайи страусника обыкновенного, щитовника Геринга, щитовника толстокорневищного, а также вайи меньших размеров у оноклеи чувствительной, адиантума стоповидного и многих других встречались повсюду. В расщелинах скал и на скалистых обрывах росли редкие виды папоротников - алевритоптерис Куна, пиррозия длинночерешковая и гонокормус маленький, последние внешне совсем не похожие на привычный для нас облик папоротников, как, например, съедобный орляк обыкновенный.

На платообразной вершине горы Олений Утес сохранились остатки смешанных кедрово-широколиственных лесов. Здесь мы нашли редкий вид - фиалку Мюльдорфа, встретили несколько особей редкого тиса остроконечного. Тис относится к группе реликтовых растений, живших на нашей планете еще до оледенения, и в настоящее время внесён в Красную книгу.

Дойдя до вершины, мы еще раз полюбовались на открывшийся нашему взору пейзаж, где среди лиственных пород деревьев изредка выглядывали макушки пихты цельнолистной и сосны корейской, и двинулись в обратный путь. Вернулись в лагерь мы уже в сумерках.

На следующий день, заложив все собранные нами растения в гербарий, мы решили осмотреть окрестности в районе ручья Рыбий. И нашему восторгу не было предела, так как и здесь нас словно ждали занесенные в Красную книгу растения: липарис Крамера, клен Комарова, венерин башмачок крупноцветковый и другие. Встретилась нам удивительно декоративная форма клена ложнозибольдова – с яркими красными крылатками.

Возвращаясь в лагерь, мы наткнулись на небольшой, неприметный камень. Непонятно, чем он нас привлек, но мы взяли его с собой. Внимательно рассмотрев его в лагере, мы поняли, что это древнейший слепок растения! Удивительный отпечаток листа на камне, как еще один привет из прошлого, говорил об уникальности этих мест.

Уже на пути домой, мы все понимали, что на этой территории можно найти еще много интересного, ведь там, в глубине Борисовского плато, ботаников практически не бывало. Мы утешали себя надежной вернуться сюда снова и строили планы на будущее.

Наша вторая поездка в этот поистине сказочный и удивительный район состоялась в рамках гранта «Инвентаризация флоры Национального парка «Земля леопарда», выигранном в конкурсе «Хасан – в XXI веке», организованном Фондом экологии и здоровья «Славянские лотосы» и спонсируемом Группой компаний «Транзит-ДВ».

Бархат амурский Вудсия крупнопокрывальцевая Вудсия крупнопокрывальцевая Заросли адиантума стоповидного Каменистые склоны, заросшие селягинеллой тамарисковой Клен Комарова Клен ложнозибольдов в осенних красках Клен ложнозибольдов (крылатки) Клен ложнозибольдов (крылатки) Многоножка уссурийская Редкий вид папоротника, Гонокормус маленький Щитовник толстокорневищный Субэндмик России - клевер Гордеева Ствол березы железной Работа специалистов на скалистых участках Следы барсука и пятнистого оленя Отпечаток листа Дорога к лагерю

Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук