Логотип БСИ ДВО РАН
Заказник Усть-Танюрерский

Растительный мир ООПТ Чукотки

© OCR - Беликович А.В., Галанин А.В., Афонина О.М., Макарова И.И. Публикуется по тексту: Беликович А.В., Галанин А.В., Афонина О.М., Макарова И.И. Растительный мир особо охраняемых территорий Чукотки . Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2006. 260 с.


Региональный заказник «УСТЬ-ТАНЮРЕРСКИЙ»

Заказник находится в Анадырском районе на левом берегу р. Анадырь от р. Веснованная до участка, находящегося против протоки Краснено (рис. 7). Площадь 415,5 тыс. га, образован в 1974 году решением Магаданского облисполкома, постановлением главы администрации округа № 119 от 17.04.92 г. срок действия продлен до 2002 года. В данный момент срок действия продлен до 2010 г.

Рис. 7. Региональный заказник «Усть-Танюрерский».

Большая часть ООПТ входит в Нижнеанадырский геоботанический округ (Беликович, 2001а). Несмотря на то, что заказник охватывает самую южную часть хребта Пекульней, в его ландшафтах преобладают кочкарные осоково-пушицевые тундры со сфагновыми клюквенными болотами на местах термокарстовых просадок, с обилием озер в разной стадии зарастания, чередующихся с закустаренными мезофильными лугами. Это места гнездования перелетных птиц, в том числе и пластинчатоклювых (гуменник, белолобый гусь, многие виды уток), канадский журавль и т.п. Многочисленны лебеди (кликун и тундровый), утиные и кулики. Охраняются места гнездований лебедей, гуся-гуменника, белолобого гуся, ржанкообразных и других перелетных птиц. В большом количестве гнездится канадский журавль.

Непосредственно на территории заказника работал лишь один геоботаник – Т.А. Комарова, которая дала характеристику растительности на профиле пойма-надпойменная терраса р. Танюрер (1974,1976). Растительный покров смежных к заказнику районов изучался А.В. Галаниным (Галанин и др., 1998 – северный берег залива Онемен) и Т.Г. Дервиз-Соколовой (1967а - северный берег Анадырского лимана). Выше заказника по Анадырю также расположены районы, исследованные ботаниками – южная часть хр. Пекульней (Коробков, Секретарева, 1997) и район пос. Усть-Белая, Усть-Бельские горы вместе с долиной Анадыря (Дервиз-Соколова, 1967в; Беликович, 1990б,2001б). Все эти работы, а также рекогносцировочные поездки авторов по р. Анадырь в 1989 и 1993 гг. позволяют описать растительный покров заказника с большой степенью уверенности.

ООПТ находится на границе подзон кустарниковых и южных гипоарктических тундр. В центре территории находятся возвышенности с самыми высокими отметками около 600 м, окруженных низкими холмами высотой 40-60 м. Это отроги самой южной оконечности хребта Пекульней, характеризующиеся распространением на южных склонах зарослей кедрового стланика и кустарниковой ольхи. На берегу Анадыря в пределах ООПТ (ниже устья р. Танюрер) также находится небольшая сопка (гора Чигэнэй, или Чинейгын) высотой 189 м, с зарослями кедрового стланика и ольховника на склонах. Река Танюрер в пределах ООПТ течет среди равнинной слабо всхолмленной Нижне-Анадырской депрессии, ширина ее долины достигает 10-15 км. Отчетливо прослеживаются низкая и высокая пойма и две надпойменные террасы. На низкой пойме развиты редкотравные луга и ивняки, а на высокой начинаются заросли кедрового стланика и ольховника.

На ООПТ можно выделить три местности: низкогорья левобережья (бассейн рек Веснованная, Кружилиха, Вязанка, Юж. Пекульнейвеем); участок низменности (бассейн р. Танюрер с крупными озерами Песчаное, Колба); и долина р. Анадырь с мозаикой ольховых лесов, кедровостланиковых зарослей и тундр на останцах террас. На горных участках можно встретить фрагменты степоидов, а на равнине отчетливо выражены возвышенные участки с грядово-мочажинными комплексами кустарничковых мохово-лишайниковых тундр и кочкарных осоково-пушицевых тундр и болот, пониженные участки с осоковыми и сфагновыми болотами, бугристыми ивково-кустарничковыми тундрами, термокарстовые просадки с болотами и осоковыми сообществами, озера и протоки между ними с ивняками (из Salix pulchra) по берегам. Зарастающие озера и протоки, с лугами и ивняками по берегам, являются наиболее богатой составляющей растительного покрова территории и дают приют многим животным.

Примечательности: На территории заказника представлены краевые сообщества лесов – чозениевые рощи (Chosenia arbutifolia) с включением тополя душистого (Populus suaveolens) в прирусловых участках Танюрера, расположенных в барьерной тени Анадырского плоскогорья и хребта Пекульней. Это довольно развитые насаждения – в зоне ежегодного затопления формируется монодоминантный древостой чозении 14-16 м выс. В травостое доминирует Calamagrostis langsdorffii, Pyrola rotundifolia subsp. incarnata. На более высоких уровнях, вне зоны ежегодного затопления, в состав древостоя входят единичные экземпляры тополя. Здесь в подлеске характерен ольховник Alnus fruticosa, смородина печальная Ribes triste, в травостое доминирует вейник. На верхних уровнях террас формируются густые кедровостланиковые леса в сочетании с ольховником, к которым примешивается рябина Sorbus anadyrensis. Высота таких зарослей достигает 6-7 м, под пологом обычны Rosa acicularis, Ribes triste, Calamagrostis langsdorffii, Linnaea borealis. За пределами террас и пойм на всхолмленной равнине заросли стлаников имеют более разреженный характер и не превышают 2-2,5 м выс., а в составе нижних ярусов преобладают синузии рододендрона золотистого Rhododendron aureum, кустарниковой березки Betula exilis и гипоарктических кустарничков (брусники, голубики, багульника) с зелеными и сфагновыми мхами. Таким образом, на территории ООПТ представлены два типа сообществ с кедровым стлаником – леса и тундры, что характерно в целом для Нижнеанадырской и Великореченской низменностей в пределах Южной Чукотки.

В заказнике проходит северная граница кустарниковых тундр, представленных зарослями кедрового стланика и ольховника. Эти заросли встречаются на надпойменных террасах, на многочисленных островах в долине р. Анадырь, на южных склонах возвышенностей, на самых крупных горах - Обрывистой (633 м), Конечной (472 м), Семиглавой (363 м) и Венец (165 м).

Наиболее флористически богатыми участками являются прорезанные протоками р. Анадырь глинистые террасы – останцы озерно-аллювиальной равнины, перемываемые рекой. На них формируются сообщества бореального склада. Поймы как таковой у Анадыря на этом участке не выражено, а вернее, она слишком молода, чтобы на ней сформировались настоящие пойменные комплексы. На стрежневой субфации преобладают песчаные и песчано-илистые отложения, и только здесь встречаются фрагменты злаково-разнотравных лугов и возобновления ивняков из Salix udensis, S. schwerinii. На грядах и межгрядовых понижениях террас развиваются комбинации ивняков из Salix pulchra, низких ольховников и заиленных осоковых лугов. На террасах наблюдаются два типа комбинаций растительности: 1) сочетания моховых зарослей кедрового стланика (стланик высотой до 3 м) с ольхой (Alnus hirsuta, A. fruticosa) и ерника (Betula middendorffii, B. exilis), под пологом Salix pulchra, S. saxatilis, Vaccinium uliginosum, V. vitis-idaea, Ledum decumbens, Spiraea stevenii, кочкарных кустарничково-пушицевых тундр (Eriophorum vaginatum, Calamagrostis holmii, Rubus chamaemorus) и осоковых болот (Carex vesicata, C. chordorrhiza, C. lapponica, Sparganium hyperboreum, Comarum palustre) в просадках; и 2) сочетания низких (1,5-2,2 м) вейниковых ольховников с густой смородиной печальной в подлеске, вейниковых лугов с жимолостью Lonicera edulis и хвощевых болот. В ольховниках произрастает целый набор бореальных видов – Aruncus kamtschaticus, Rubus arcticus, Equisetum pratense, Trientalis europaea, Carex pallida, Poa nemoralis и др. Бореальные виды здесь идут и по просадкам (Cicuta virosa, Menyanthes trifoliata). Таким образом, эти комплексы растительности – рефугиумы тайги в современной тундрово-лесотундровой обстановке.

Слева: княженика Rubus arcticus

Справа: голубика Vaccinium uliginosum ssp. microcarpus

Растительные сообщества (основные по местностям, процент покрытия в пределах данной местности, с учетом Комарова, 1974, 1976; Галанин и др., 1998, Беликович, 1990б и неопубл. описаний из архивов БИН РАН и НИЦ «Чукотка»):

30% - низкогорья южной оконечности хр. Пекульней:

5% - комбинации сухих щебнистых куртинных и пятнистых дриадовых, дриадово-разнотравных и кустарничковых тундр (Dryas punctata, Dicentra peregrina, Minuartia arctica, M. biflora, Silene acaulis, Festuca brachyphylla, Saxifraga funstonii, Oxytropis czukotica, Saussurea tilesii) по вершинам и верхним частям склонов гор;

35% - комбинации кустарничковых мохово-лишайниковых, кустарничково-разнотравных моховых тундр (Salix sphenophylla, Cassiope tetragona, Ledum decumbens, Vaccinium uliginosum, V. vitis-idaea, Betula exilis, Carex lugens) и куртин кедрового стланика по солифлюкционным склонам гор, на увалах;

9% - комбинации кедровостланиковых зарослей с ольховником (Pinus pumila, Alnus fruticosa, Betula exilis, B. middendorffii, Salix pulchra, S. glauca, Empetrum subholarcticum, Ledum decumbens, Arctous alpina, Vaccinium uliginosum, V. vitis-idaea, Carex globularis, Smilacina trifolia, Polygonum tripterocarpum) по южным склонам гор, ольховников и ерников (Alnus fruticosa, Betula middendorffii, Sorbus subirica, Rhododendron aureum) по ложбинам склонов и шлейфов;

1% - петрофитные и ксерофитные группировки растений (Dryas incisa var. incisa, D. integrifolia, Calamagrostis purpurascens, Selaginella rupestris, Carex rupestris) и степоидов (Koeleria asiatica, Kobresia filifolia, Lychnis sibirica subsp. samojedorum, Alyssum obovatum, Dracocephalum palmatum, Thymus oxyodonthus) на южных склонах гор;

46% - комбинации кочкарных осоково-пушицево-кустарничковых, ивковых и бугрковатых кустарничково-ерниковых мохово-лишайниковых тундр (Salix fuscescens, S. myrtilloides, S. sphenophylla, Betula exilis, Rubus chamaemorus, Arctous alpina, Ledum decumbens, Juncus biglumis, Eriophorum polystachion, E. vaginatum, Equisetum palustre, Carex lugens, Petasites frigidus, Andromeda polifolia, Alopecurus steinegeri, Cerastium maximum) и осоковых болот (Chamaedaphne calyculata, Triglochin palustre, Baeothryon cespitosum, Comarum palustre) по шлейфам склонов;

3% - комбинации ерников, голубичников, кустарничковых ивняков и луговинных тундр (Salix pulchra, S. saxatilis, Vaccinium uliginosum, Veratrum oxysepalum, Aruncus kamtschaticus, Sanguisorba officinalis) c ивняками из Salix pulchra по надпойменным террасам и ложбинам стока на шлейфах склонов;

1% - комбинации редкотравных лугов и открытых группировок растительности (Leymus interior, Chamerion latifolium, Aster sibiricus, Artemisia kruhseana) по галечным и песчано-галечным наносам пойм;

37% - равнина бассейна р. Танюрер:

39% - комбинации бугристых кустарничково-мохово-лишайниковых, кочкарных осоково-кустарничково-моховых, пушицево-кустарничково-моховых тундр (Betula exilis, Salix glauca, Ledum decumbens, Vaccinium uliginosum, V. vitis-idaea, Carex lugens, C. soczavae, Rhododendron aureum, Eriophorum vaginatum) на возвышенных поверхностях равнины;

17% - грядово-мочажинные комплексы ольховниково-осоково-пушицевых, ивняково-ольховых кустарничково-моховых, ерниково-кустарничково-моховых тундр (Chamaedaphne calyculata, Vaccinium vitis-idaea, Eriophorum polystachion, Comarum palustre, Betula exilis, Salix reticulata, S. saxatilis, S. pulchra, Andromeda polifolia, Juncus biglumis);

30% - комбинации низинных осоково-пушицевых болот (Salix fuscescens, Eriophorum vaginatum, E. russeolum, Carex stans, C. rotundata, C. saxatilis, Pinguicula villosa, Rubus chamaemorus), зарастающих берегов термокарстовых озер и проток (Arctophila fulva, Dupontia fischeri, Equisetum fluviatile),

3% - комбинации ивняков и лугов (Salix anadyrensis, S. krylovii, S. glauca, S. chamissonis, Petasites frigidus, Alnus fruticosa, Rubus arcticus, Equisetum arvense, Viola biflora, Polemonium villosum, Galium boreale) по берегам дренированных и находящихся под уступами холмов озер и проток;

7% - комбинации кедровостланиковых и ольховых лесов (6-7 м) с полосами ивняков, лишайниковых, кустарничковых мохово-лишайниковых и разнотравных тундр (Pinus pumila, Alnus fruticosa, Salix pulchra, Rhododendron aureum, Carex globularis, Arctous alpina, Diapensia obovata, Empetrum subholarcticum, Salis sphenophylla) по склонам увалов, холмов и высоких террас;

2% - комбинации зарослей ольховника и ерников (Betula middendorffii, Alnus fruticosa, Salix saxatilis), кочкарных осоково-пушицевых тундр по понижениям и щебнистых кустарничковых, кустарничково-лишайниковых и мохово-лишайниковых тундр на повышенных участках (Vaccinium uliginosum, Arctous alpina, Rhododendron parvifolium) надпойменных террас Танюрера;

1% - прирусловые ивняки из Salix udensis (Bromopsis pumpellianus, Calamagrostis langsdorffii, Festuca kolymensis, Pyrola rotundifolia subsp. incarnata, Equisetum arvense);

1% - комбинации пойменных чозениевых рощ, ивняков из Salix udensis и редкотравных лугов (Sorbus anadyrensis, Rosa acicularis, Ribes triste, Calamagrostis langsdorffii, Linnaea borealis) в низкой пойме Танюрера;

33% - долина р. Анадырь:

10% - комбинации кустарниковых ольховых лесов и вейниковых лугов (Alnus kamtschatica, A. fruticosa, Betula middendorffii, R ibes triste, Spiraea stevenii, Aruncus kamtschaticus, Galium boreale, Sanguisorba officinalis, Valeriana capitata, Calamagrostis langsdorffii, Polygonum viviparum) на останцах высокой (4 м) террасы в приустьевой зоне Танюрера и прирусловой зоне Анадыря;

30% - комбинации моховых зарослей кедрового стланика (высотой до 3 м) с ольхой и ерников (Pinus pumila, Alnus hirsuta, A. fruticosa, Betula middendorffii, B. exilis, Sorbus sibiricus, Salix pulchra, S. saxatilis, Vaccinium uliginosum, V. vitis-idaea, Ledum decumbens, Spiraea stevenii, Rosa acicularis, Euisetum arvense), кочкарных кустарничково-пушицевых тундр (Eriophorum vaginatum, Calamagrostis holmii, Rubus chamaemorus, Salix myrtilloides, S. pulchra) и осоковых болот (Carex vesicata, C. chordorrhiza, C. lapponica, C. schmidtii, Sparganium hyperboreum, Comarum palustre) в просадках на высокой (4 м) террасе;

15% - комбинации кустарничково-моховых тундр с куртинами кедрового стланика, осоковых сфагновых болот и прибрежно-водной растительности (Pinus pumila, Betula exilis, Salix fuscescens, S. myrtilloides, S. pulchra, Vaccinium uliginosum, V. vitis-idaea, Empetrum subholarcticum, Chamaedaphne calyculata, Carex limosa, C. chordorrhiza, Comarum palustre, Cicuta virosa, Menyanthes trifoliata, Hippuris vulgaris, Myriophyllum spicatum) приозерных грядово-мочажинных комплексов на останцах высокой (4 м) террасы;

25% - комбинации низких (1,5-2,2 м) вейниковых ольховников с густой смородиной печальной в подлеске, вейниковых лугов с жимолостью и хвощевых болот (Alnus kamtschatica, Ribes triste, Calamagrostis langsdorffii, Lonicera edulis, Equisetum palustre, E. fluviatile) на низкой (2 м) террасе;

15% - комбинации кочкарных осоково-пушицевых тундр, сфагновых и осоково-моховых болот, хвощево-осоковых болот и кустарников (Alnus fruticosa, Ribes triste, Salix pulchra, S. udensis) в низинных участках низкой (2 м) террасы;

3% - высокие (4-5 м) ивняки (Salix udensis, Rubus arcticus, Calamagrostis langsdorffii, Poa platyantha, Moehringia lateriflora, Fimbripetalum radians, Galium boreale, Tanacetum boreale) на островах;

2% - фрагменты злаково-разнотравных лугов (Arctophila fulva, Equisetum arvense subsp. boreale, Rorippa palustris, Agrostis stolonifera, Deschampsia borealis, Juncus brachyspathus, Eleocharis palustis, Merckia physodes, Elymus jacutensis) и возобновления ивняков из Salix udensis, S. schwerinii на песчаных и песчано-илистых отложениях, заиленных пляжах стрежневой субфации р. Анадырь.

Биоразнообразие: по экспертным данным, флора заказника должна составлять не менее 350 видов, так как включает в себя, по сути, флоры трех ландшафтных местностей. Флора бассейна р. Танюрер в пределах заказника должна достигать около 200 видов, так как флора соседнего, ландшафтно сходного, Онеменского района (северный берег залива Онемен) составляет 210 видов (Галанин и др., 1998). Флора горного участка должна включать виды из Пекульнейского района (370 видов, Коробков, Секретарева, 1997), а по долине р. Анадырь могут встречаться виды, характерные для ольховых лесов равнинного участка Анадыря (от Крепости до Краснено).

Охраняемые виды: Что касается редких видов сосудистых растений, на территории ООПТ в горной части возможны встречи здесь таких интересных таксонов, как лапчатка красноватая Potentilla rubelloides, клайтоничка Васильева Claytoniella vassilievii, клайтония клубненосная Claytonia tuberosa, дрема крупносемянная Gastrolychnis macrosperma, а также Papaver detritophilum, P. paucistaminum, Cardamine victoris, Draba parvisiliquosa, Primula eximia, Androsace semiperennis, Oxytropis semiglobosa. В долинном комплексе р. Анадырь в ольховых лесах, по просадкам и озерам сохранились многие бореальные виды – Ramishia obtusata, Cicuta virosa, Utricularia minor, Menyanthes trifoliata, Potamogeton tenuifolius, Comarum palustre и др. Благодаря бриологическим исследованиям, здесь отмечены 13 редких видов мхов: Brachythecium oedipodium, Bryhnia hultenii, Didymodon ferrugineus, Ditrichum cylindricum, Fontinalis antipyretica, Lyellia aspera, Mnium marginatum, Orthotrichum pallens, Palustriella commutate, Pohlia andalusica, Spagnum flexuosum, Tayloria serrata. Здесь также обнаружен очень редкий, недавно описанный вид мхов Schistidium cryptocarpum.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх