Логотип БСИ ДВО РАН
Стратегии, проблемы и перспективы развития экотуризма в Приморье в современных условиях, III

Стратегии, проблемы и перспективы развития экотуризма в Приморье в современных условиях, III

А. В. Галанин, Л. М. Долгалева

Ботанический сад-институт ДВО РАН, г.Владивосток
Институт технологии и бизнеса, г.Находка

Вместе с тем существует ряд проблем, тормозящих развитие экологического туризма. Мы можем их градуировать по следующим группам: социальные проблемы, экономические, экологические, проблемы менеджмента и правового режима (табл. 1).

Таблица 1.

Проблемы, пути решения, организация и развитие
экологического туризма в Приморье

Проблема и ее содержаниеПути решения проблемы
1Отсутствие информационной базы по экотуризму, информационный дефицит.Создание баз данных в экотуризме, кадастров туристических ресурсов, обеспечение свободного доступа к ним всех заинтересованных лиц.>
2Отсутствие единой программы развития экотуризма.Создание региональных и муниципальных объединений экологического туризма (ассоциации, общественные организации, национальные парки, заповедники, ботанические сады и др).
3Отсутствие специализированных туроператоров, гидов, шерпов, экскурсоводов.Разработка семинаров и курсов по подготовке кадров туроператоров и турагентов в области экотуризма, введение специализированного курса «экологический туризм» в вузах края. Курсы гидов по экотуризму могут быть при национальных парках, заповедниках и ботанических садах, в которых экотуризм развивается успешно.
4Отсутствуют механизмы развития и координации экотуризма из-за несовершенства системы государственного управления.Разработка региональных и муниципальных программ развития экотуризма с выработкой мобильных схем управления и контроля экотуризмом на всех уровнях от туроператора до Администрации региона.
5Отсутствие единой стратегической концепции.Разработка программ интеграции экотуризма в планы региональной хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.Создание условий в сфере экологического туризма привлекательных для коммерческих структур, национальных парков и заповедников.

6Слабый контроль за сохранностью природных туристических ресурсов.Разработка инструментария экспертизы турпроектов, экспертизы отдельных маршрутов, систем мониторинга состояния экосистем, на которых проложены маршруты. Подготовка в ВУЗах специалистов экологов для осуществления мониторинга флоры, растительности и животного мира в национальных парках и заповедниках.
7Отсутствие баз данных для аналитических прогнозов.Сбор статистических данных путем организации информационно-правовых центров на базе основных вузов края.
8Недостаточно развитая правовая база, в особенности в области налоговой политики и правил землепользования.Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих этот вид деятельности, разработка механизмов правового регулирования сферы экотуризма. Совершенствование налоговой политики на местных и краевых уровнях.
9Не разработаны маршруты и программы для разных секторов потребителей туристических услуг.Обучение персонала маркетингу на семинарах по продвижению турпродукта на рынок. Разработка пакета турпрограмм для туристов различного возраста, социального статуса, уровня доходов в соответствии со стандартом международного туризма. Такое обучение следует проводить на базе организаций успешно развивающих экологический туризм.
10Отсутствие региональных специализированных структур, координирующих деятельность муниципальных образований в развитии экотуризма.Создание региональных и муниципальных структур (Ассоциаций, комитетов, советов по экотуризму и т.п.), с целью организации и координации экотуристической деятельности в региональном масштабе. Поддержка таких структур краевыми властями.
11Высокие налоги>Неэффективная налоговая политика резко тормозит развитие отрасли. В каждом регионе, в каждом национальном парке и в каждом заповеднике должна быть своя норма туристической ренты, она не должна быть высокой. А вот налог на доходы туристских предприятий, получаемые с данной территории, должен быть выше ренты. Должны быть предусмотрены отдельные выплаты за нарушение экологического равновесия в природном комплексе территории, на которой осуществляется экотуризм, ну и конечно же штрафные санкции за вред, нанесенный природе. Этоти налоги и штрафы должны направляется на сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов, в первую очередь - природных, а не на приобре лимузинов работниками Администраций.
12Дороговизна транспортных услуг, продуктов питания, несоответствие цен и качества предоставляемых гостиничных услуг, что делает экотуры низкорентабельнымиРазработка экономических механизмов, оптимизирующих стоимость экотуров, повышение уровня туристических услуг. >Необходимо создание конкуренции среди фирм, обслуживающих туристов. Это касается не только создания множества турагенств, но и конкуренции среди фирм и лиц, оказывающих транспортные услуги, поставляющих продукты питания, торгующих фирм.
13Отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры, необходимой для организации экологического туризма.Развитие туристской инфраструктуры ООПТ (места для проживания, транспортные средства, прокладка экологических троп, строительство вышек и скрадков, связь, пути сообщения и др.) Фирмам, начинающим работу в области экологического туризма, следует предоставлять кредиты в банках на льготных условиях. Региональные власти должны организовать конкурсы качества туристических услуг, предусмотрев серьезные гранты на развитие экотуризма победителям.
14Отсутствие информационной базы по экотуризму: кадастров туристических центров, кемпингов и турбаз, прайслистов стоимости туров.Создание баз данных в экотуризме, кадастров туристических ресурсов, обеспечение свободного доступа к ним всех заинтересованных лиц. Эту работу необходимо организовать на краевом уровне.
15Низкие доходы от туризма.Увеличение числа туристов, увеличение количества оказываемых услуг. Информирование населения Дальнего Востока, Сибири, Европейской части России, Японии, Кореи, Китая и др. о туристических ресурсах и достопримечательностях Приморского края. Разработка пакета разнообразных программ для различных категорий посетителей, вовлечение местных жителей в турбизнес в качестве гидов, устроителей гостиниц на дому и т.п..
16Дефицит специалистов в сфере туризма, профессионально знающих экологические проблемы и технологии.Развитие эколого-туристских специализаций на базе факультетов, готовящих специалистов в области туризма, включение в программы наряду с профессиональными, экологических и биологических дисциплин. Готовить следует не только юристов, экономистов, менеджеров и управленцев, но ботаников, зоологов, экологов, психологов, историков, экскурсоводов высшей категории. В программы обучения должны быть включены элементы актерского мастерства.
17Отсутствие единых методик и стандартов формирования цен на услуги, предоставляемые экотуризмом.Разработка нормативных документов формирования цен на экотуризм на региональном уровне должна проводиться под контролем краевой Администрации. Необходимо исключить монополизацию рынка туристических услуг, в том числе и рынка экотуризма.
18Браконьерство.Необходимо усиление контроля, введение самых серьезных санкций по отношению к браконьерам, но, вместе с тем, необходимо и повышение уровня экологической культуры путем образования населения, неукоснительное использование норм экологического законодательства РФ. Широкое привлечение к обслуживанию экотуризма местного населения. Заинтересованное в экотуризме местное население само будет участвовать в борьбе с браконьерами.
19Усиление антропогенной нагрузки на экотерритории.Усиление санитарно-эпидемиологического контроля, введение ограничений на посещение уцникальных, уязвимых природных комплексов, повышение стоимости этих маршрутов. Ранжирование объектов экотуризма по их устойчивости к антропогенному прессу, определение величины туристической нагрузки для уязвимых объектов. Эта очень серьезная проблема является обратоной стороной популярности объекта у населения. Самый эффективный метод в этом случае - это увеличение стоимости туров по экологически уязвимой территории.
20Отсутствие системы мониторинга, в полной мере обеспечивающего сохранность природных систем.Создание механизма трехуровневого мониторинга научный-административный-локальный. Разработка краевых документов по регулированию экотуристической деятельности и создания системы наблюдателей и экспертов для управления природными комплексами.
21Привычка граждан и руководителей предприятий, а также властей к бесплатности природных ресурсов и как следствие – к истощительному пользованию.Повышение уровня экологической культуры через эколого- просветительские центры, образовательные программы турфирм, использование норм экологического законодательства РФ. Введение курсов и экзаменов по экологии и неистощительному природопользованию для чиновников всех уровней.
22Отсутствие конкретной эколого-туристической информации: списков растений и животных, занесенных в Красную книгу, перечня редких и исчезающих экосистем, кадастра природно-ландшафтных комплексов и памятников природы и др.Инвентаризация потенциальных объектов экологического туризма. Создание информационных баз данных объектов экологического туризма для каждого муниципального образования (аннотированные списки растений и животных, памятников природы, уникальных объектов природы и т. д.) Этой работой обязаны заниматься Управления по природопользованию.
23Отсутствуют качественные рекламно-информационные материалы и возможности выхода на специфический международный рынок экотуризма.Проведение маркетинговых исследований в области экологического туризма на ООПТ. Разработка пакета рекламно-информационных материалов, содержащих информацию о ООПТ, их значимости, возможности посещения, предоставляемых услугах и т.д, для выхода на международный рынок экотуризма. Более широкое использование для этого сети интернет.
24Низкий уровень образования населения в селах.Организация курсов подготовки владельцев гостиниц на дому, гидов, инструкторов по конному туризму и т.д. Широкое привлечение местного населения к обслуживанию экотуризма и возможность заработать на нем повысят интерес населения к этой деятельности и будут способствовать образованию в данном направлении.
25Не заинтересованность местного населения в развитии экотуризма в районах.Взаимодействие с заинтересованным слоем местного населения и частными предпринимателями в области экологического туризма. Привлечение местного населения к работе в экологическом туризме. Создание льготных условий для развития предпринимательства в области экологического туризма.
26Отсутствие подробной информации о районах проведения туров и программ (nature interpretation programs). «Усредненные» программы туров ориентированы на некоего абстрактного посетителя.Создание баз данных о месте проведения туров и эколого-познавательных программ, обеспечение свободного доступа к этой информации всех заинтересованных лиц. Определения приоритетных и целевых секторов клиентов, разработка конкретных программ для каждой группы посетителя, в соответствии с интересами и уровнем подготовки туристов.

27Отсутствие механизмов финансовых поступлений от экотуризма на нужды местных поселений и охрану природы.Разработка такого механизма. Создание положительного имиджа экотуристической деятельности в глазах местного населения.
28Незаинтересованность местных властей.Проведение семинаров по экотуризму, методам и системам управления, создание бизнес-планов проектов экотуристической направленности. Материальное стимулирование чиновников за успехи, достигнутые в развитии экотуризма и неистощительного природопользования.
Фото 7. Такие прекрасные ландшафты можно наблюдать всего в 200км от г.Владивостока близ границы с КНР. Невысокие горы покрыты широколиственными лесами, в долинах рек сочные зеленые луга. Чистейший воздух, чистые речки и ручьи. Флора и фауна по разнообразию не уступают таковым Кавказа. Но самое главное - эти регионы недостаточно изучены в ботаническом и зоологическом отношении. Здесь можно обнаружить виды не только новые для России, но даже новые для науки. Ботаники и зоологи спешите, таких мест в Мире не так уж и много осталось.

В настоящее время имеют место некоторые положительные сдвиги в области экологического туризма в Приморском крае. Однако они еще слишком робкие, чтобы можно было говорить о начале решения данной проблемы. Для бизнесменов и руководителей администраций всех уровней в Приморском крае характерна "экономическая трусость", неверие в возможность быстрого и кардинального решения проблем, неумение правильно расставить приоритеты и в своей повседневной работе строго придерживаться этих приоритетов. Будем надеяться, что эти недостатки исправимы, что новая генерация молодых руководителей будет не столь труслива, как прежние.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх