Логотип БСИ ДВО РАН
Экологические тропы как один из способов сохранения биоразнообразия

Экологические тропы как один из способов сохранения биоразнообразия

Г.А. Комова

Опубликовано в: Растения в муссонном климате: Мат. IV межд. конф. Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2007.

Сохранение биологического разнообразия – одна из важнейших задач, стоящих сейчас перед нашим обществом. Для того, чтобы вести работу в этом направлении необходимо знать основные закономерности и принципы формирования природных сообществ. Важно, чтобы об этом знали не только специалисты, но и широкие слои населения. Именно поэтому необходима такая система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в различных учебных заведениях, но и экологические тропы, способствующие непосредственному общению с природой. Очень актуальна их организация в местах стационарных исследований академических учреждений. В этом случае проблема сохранения биоразнообразия воспринимается посетителями особенно остро.

Решающими условиями для выбора маршрута экологических троп являются: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта и информационная емкость. В качестве примера представляется проект экологической тропы, составленный на основе экологического профиля (ЭП) «Горнотаежный». Проектируемая экологическая тропа отвечает всем вышеперечисленным требованиям.

Доступность. Село Горнотаежное расположено в 25 км от г. Уссурийска. Время на поездку сюда составляет от 40 мин. до 1 часа. Поэтому учащиеся многочислен­ных учебных заведений города могут посещать тропу по мере надобности.

Привлекательность и эстетическая выразительность заключается в большом растительном разнообразии профиля и окружающих его ландшафтов. Тропа проходит через живописные места с интересными объектами.

Информационная емкость . ЭП “Горнотаежный” (рис. внизу) представляет собой трансекту шириной 10–20 м и длиной 770 м, пересекающую от водораздела до водораздела по склонам северной и южной экспозиции водосборный бассейн одного из безымянных ручьев в окрестностях пос. Горнотаежное (Уссурийский р-н) (Москалюк, 2001). На этом профиле сотрудниками Горнотаежной станции ДВО РАН с 1992 г. проводятся стационарные исследования и собрано большое количество разнообразной информации. Поэтому проектируемая тропа вполне подходит для различных экскурсий – как для школьных, так и для прохождения студентами практики по ботанике, экологии, биоценологии.

Экологический профиль «Горнотаежный»

Типы леса: I – дубняк с липой разнокустарниковый, II – липово-дубовый с кленом разнокустарниково-чубушниковый, III – широколиственно-липовый с лиановой растительностью лещиновый, IIIа – широколиственно-липовый, IV – осиново-липовый с дубом лещиновый, V – липово-дубовый разнотравно-осоковый, VI – липово-дубовый кленово-ложнозибольдовый; VI – липово-дубовый разнотравно-осоковый; VII – широколиственный лес с березой маньчжурской разнотравно-папоротниковый, VIII – березово-дубовый с липой разнотравный; IX и XI –дубняк осоковый, X – дубняк марьянниково-осоковый.

Описание экологической тропы. По назначению проектируемая тропа (рис. слева) относится к типу учебно-познавательных (Методика…, 2003) и предназначена для проведения экскурсий с целью повышения экологической культуры населения. В ее пределах выделено три маршрута.

Маршруты 1 и 2 предназначены в основном для школьных экскурсий продолжи­тельностью до 2 часов, маршрут 3 – для студентов и преподавателей, продолжительностью 3–5 часов. На каждом из них подобрана серия точек, в которых предусмотрены остановки. Ниже приводится их краткое описание.

Астрофизическая обсерватория ДВО РАН

Точка 1. Начало всех маршрутов. Территория Астрофизической обсерватории ДВО РАН. Здесь проводится вводная беседа и начинается ботаническая экскурсия с рассказа об абрикосе маньчжурском (Armeniaca manshurica) (Лесная энциклопедия, 1986).

Точка 2. Рассказ посвящен аралии маньчжурской (Aralia mandshurica).

Цветок земляники

Точка 2в. Валунные выходы, свидетельствующие о вулканическом происхож­дении территории. Экскурс в историю развития растительности Приморья. Далее можно начать спуск по северному склону через липово-дубовый с кленом кустарниково-чубушниковый лес и сделать остановку в точке 3.

Точка 2а. Водораздел. Здесь экскурсанты узнают, что такое экологические профили и для чего они создаются на примере ЭП «Горнотаежный».

Точка 3. Верхняя часть склона северной экспозиции. Здесь можно познако­миться со многими типичными представителями приморских лесов. Их знать также важно, как и редкие и исчезающие. По мере спуска по склону лес становится более разнообразным и переходит в широколиственно-липовый с лиановой растительностью.

Точка 4 . Остановка посвящена жизненной форме «лиана» и ее дальневосточным представителям: актинидии коломикта (Actinidia kolomikta), лимоннику китайскому (Schizandra chinensis), винограду амурскому (Vitis amurensis).

Ниже по склону лес сменяется на осиново-липовый с дубом лещиновый, где и находится следующая остановка.

Точка 5. Характеризуя "осиновый" участок, надо рассказать, что 60-70 лет назад здесь был сильный пожар. Осина, как и береза, – порода-пионер, и на гарях появляется первой. А из года в год здесь появляется вертляница одноцветковая (Monotropa uniflora). Показ этой диковины экскурсовод дополнит рассказом о других подобных растениях и значении сапрофитного питания в жизнедеятельности биоценозов.

К кленово-ложнозибольдово-дубовому типу леса переход более резкий. В его пределах находится следующая остановка.

Точка 6. Из-за меньшей влажности древостой из дуба монгольского, березы даурской (Betula dahurica) и клена ложнозибольдова (Acer pseudosieboldianum) здесь реже и ниже чем в осиново-липовом лесу. Здесь можно показать морозобойные трещины и рассказать о них. Но главное украшение участка – это кустарник спирея средняя (Spiraea media) (Усенко, 1969).

Точка 7. Это место особенно красиво осенью, когда листья клена меняют свою окраску с зеленого на красный, оранжевый, желтый. В остальные времена года здесь можно "поделиться" с экскурсантами знаниями о кленах.

Крутое подножие склона резко переходит во влажную пойму ручья с разнотравным широколиственным лесом с березой маньчжурской.

Точка 8. Пойма ручья. Экскурсантам предлагается рассказ о влаголюбивой растительности.

Точка 9. На подъеме из поймы хорошо виден склон южной экспозиции, преобладающей растительностью которых являются сухие дубняки, о которых и можно начать рассказ.

Далее тропа выходит на старую дорогу. Здесь можно показать экскурсантам как долго не исчезают в лесу следы человеческой деятельности. Рядом с дорогой возле ручья находится специально оборудованное место для отдыха. После перерыва маршрут продолжается к месту начала экскурсии. За ручьем находится старое кострище. Здесь важно рассказать о том, как правильно устраивать костры в лесу.

Омела окрашенная

Точка 10. Пойма ручья. Продолжается рассказ о влаголюбивой растительности и о растениях-паразитах, представленных здесь омелой окрашенной (Viscum coloratum) (фото справа и вверху).

Точка 11 . Далее остановка в липовом лесу, где пойдет речь о редких и исчезающих видах приморских лесов, в частности, о венериных башмачках. Также объектом внимания станут своеобразные разрастания побегов "ведьмины метлы".

Точка 12. Главный объект – прогалина с волжанкой двудомной (Aruncus dioicus), реликтом третичной тургайской флоры.

Лесной мак весенний

Лесной мак весенний (Hylomecon vernalis)

Точка 13. Объектом внимания станет хвощ зимующий (Equisetum hiemale).

Хвощ зимующий

Хвощ зимующий (Equisetum hyemale)

Аризема амурская

Аризема амурская

Следующая остановка – в липово-дубовом с кленом разнокустарниково-чубушниковом лесу.

Точка 14, 2б. Рассказ посвящен ариземе амурской (Arisaema amurense).

В точке 2в на водоразделе находится место для отдыха. Отдохнув, можно продолжить экскурсию, а можно и закончить ее, пройдя по заросшей лесовозной дороге сразу к месту стоянки автобуса. Если экскурсия продолжается, то группа, перевалив через водораздел, спускается вниз по склону южной экспозиции.

Точка 15. В его средней части экскурсовод расскажет и продемонстрирует, как происходит семенное и вегетативное возобновление лесов после пожаров. У подножья склона тропа поворачивает налево и поднимается обратно на южный склон до остановки в старых посадках актинидии.

Точка 16. Первые культурные посадки актинидии коломикта. Не менее интересным объектом для экскурсантов будет трехствольное дерево березы Шмидта (Betula schmidtii) – реликта и эндемика Дальнего Востока.

Точка 17. Дубняк осоково-марьянниковый – аналог, расположенного на ЭП "Горнотаежный". Здесь можно продемонстрировать прорастание желудей и различ­ные экобиоморфы дуба (Москалюк, 1996), рассказать о возобновлении в дубняках, сравнить видовой состав напочвенного покрова с ранее увиденным.

Завершив рассказ, экскурсовод переключает внимание группы на не менее интересный объект – ландыш Кейске.

Лимонник китайский

Рябчик уссурийский

Ландыш Кейске

Ландыш Кейске

Точка 18. Ландышевая поляна. Эта микрогруппировка ландыша располагается на южном склоне. В рассказе можно сделать упор на экологию этого вида. Южные склоны характеризуются высокой инсоляцией, дефицитом влаги, маломощными почвами. Это не очень подходящие условия для ландыша. Но в данном случае природа обеспечила оптимальные условия для его произрастания: участок склона характеризуется не слишком большой крутизной, на нем образовалась небольшая выемка, где скапливается опад, и более влажно. Именно это способствовало разрастанию ландыша.

Далее тропа выводит нас к началу маршрута. Здесь также следует оборудовать место для отдыха для тех групп, которые идут самым коротким маршрутом.

Для того чтобы научная информация воспринималась с большим интересом, она будет дополнена легендами и мифами о встречающихся растениях, истории их названий, практическом использовании (Федосеенко, 2003).

Обустройство тропы . Предусматриваемое проектом обустройство включает создание мест для отдыха, установку информационных щитов (Методика…, 2003) и других наглядных пособий. Наиболее совершенным вариантом учебно-познаватель­ной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы (Сластенина, 1984). Возможно, проект такого кабинета тоже будет разработан.

В начале маршрута на тропе обязательно следует разместить входной аншлаг: "Мы дарим Вам эту тропу, чтобы Вы могли увидеть сами и рассказать своим друзьям об этом лесе, о том, из чего он состоит и как живет. Мы так хотим, чтобы, пройдя по этой тропе, Вы почувствовали огонек желания сохранить его от любой порчи. Пожалуйста, любите наш лес!". Ниже будет расположена схема маршрутов, а рядом – щит, информирующий о правилах поведения на тропе.

Следующий информационный щит будет располагаться в точке 3 («Жизненные формы растений. Деревья и кустарники»). Далее по тропе будут установлены щиты в точке 4, посвященный лианам, в точке 7 – травам, в точке 9 – экобиоморфам дуба.

Там, где маршрут тропы близко подходит к местам произрастания редких и необычных видов организуют специальные геоботанические площадки (Захлебный, 1986). На экологической тропе «Горнотаежная» в дальнейшем будет заложена такая площадка, возможно между точками 4 и 13.

Помимо этого, в местах для отдыха предполагается установить так называемые малые архитектурные формы, например, столы, лавки. Для разрядки обстановки и снятия усталости можно повесить "универсальные барометры" (веревочка с грузом) с инструкцией следующего содержания:

если веревочка висит спокойно – погода хорошая;

если качается – ветер;

если мокрая – дождь;

если заледеневшая – мороз;

если ее не видно – значит, темно;

если упала – землетрясение.

Не менее важным этапом при оборудовании тропы является определение допустимых рекреационных нагрузок (Экосистемная организация.., 1996). Под величиной "рекреационная нагрузка", понимается суммарное количество времени, проведенного отдыхающими на единице площади с учетом вида отдыха (чел/га). Величина предельно допустимой нагрузки – основной показатель, характеризующий устойчивость биогеоценоза. Для ее определения используют формулу:

Rcp = ΣRi×Si / ΣSi,

где Rcp – средняя предельно допустимая нагрузка, чел/га; Ri – предельно допустимые нагрузки отдельных участков, чел/га (в нашем случае Ri равна 2 чел/га); Si – площадь этих участков, га (Экосистемная организация.., 1996).

Исходя из предельно допустимой нагрузки, рассчитывается рекреационная емкость территории (Е, чел) по формуле:

E = ΣRi×Si.

Если за отдельные участки принять размеры пробных площадей ЭП, то средняя допустимая рекреационная нагрузка экологической тропы «Горнотаежная» будет равна: 2х(0,25+0,42+0,16+0,07)/0,25+0,42+0,16+0,07 = 2 чел./га.

Так как тропа занимает 6,7 га, то нагрузка на всю территорию будет равна 6,7х2=13,4, или 13 чел. Следовательно, максимальная численность экскурсионной группы на тропе не должна превышать 13 человек . Такой оптимальный количествен­ный состав групп позволит не только сохранить местную природу, но и будет способствовать более качественному усвоению получаемых знаний.

Таким образом, практическая реализация предложенного нами проекта позво­лила бы не только заниматься экологическим просвещением населения, но и делать доступными результаты научных исследований сотрудников Горнотаежной станции.

Колокольчик точечный

Колокольчик точечный (Campanula punctata)

Молочай Комарова

Молочай Комарова (Euphorbia komarovii)

Литература

Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. 112 с.

Лесная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1986. Т. 2. 631 с.

Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие / М.А. Никонова, О.А. Бахчева, И.В. Душина и др. М.: ООО "Издательство Астрель" (Высшая школа), 2003. 188 с.

Москалюк Т.А. Экобиоморфы дуба монгольского (Quercus mongolica Fisch. ex Ledeb.) на склонах южных экспозиций в При­морье // Биологические исследования на Горнотаежной станции: Сб. науч. тр. Владивосток: ГТС ДВО РАН, 1996. Вып. 3. С. 41-65.

Москалюк Т.А. Стационарные исследования на экологическом профиле "Горнотаежный" // Лесные стационарные исследования: методы, результаты, перспективы. Мат-лы совещания. Тула: Гриф и Кº, 2001. 300 с.

Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Просвещение, 1984. 134 с.

Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока: Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1969. 415 с.

Федосеенко В.М. Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 736 с.

Экосистемная организация рекреационных территорий. Ч. 1. Стратегия террито­риаль­ного развития рекреации и туризма в Приморском крае / П.И. Преловский, П.Я. Бакланов, А.П. Добрынин и др. Владивосток: ДВО РАН, 1996. 132 с.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх