Логотип БСИ ДВО РАН
Итоги мероприятия-2012

Итоги «II Неделя экологического образования и просвещения»
(23-30 июля 2012 г.)

Организатором данного комплексного мероприятия выступил Ботанический сад-институт ДВО РАН (БСИ ДВО РАН), при поддержке и помощи сотрудников Биолого-почвенного института ДВО РАН (БПИ ДВО РАН) и Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (ИБМ ДВО РАН), а также Администрации г. Владивостока и специалистов в области экологического образования и просвещения Lauren Brohawn (организация «CleanScrape») и Karen Salsbury (Некоммерческая экологическая организация «Islandwood») из г. Сиэтл (США, штат Вашингтон).

Основные события Недели:

  • Обучающий курс «Невидимые нити»
  • Акция «Познаем природу вместе!»
  • Акция «8000 секунд чистой территории»
  • Семинар для широкого круга специалистов «Образовательные инициативы для улучшения состояния окружающей среды».

В мероприятиях приняли участие более 150 человек из гг. Владивостока, Уссурийска, Артема, Арсеньева, п. Терней, с. Вольно–Надеждинское. Широкий спектр целевой аудитории включал школьников, учителей школ и преподавателей ВУЗов, руководителей экологических центров, методистов средних школ и сотрудников общественных экологических детско-юношеских центров.

Главным событием недели стал обучающий курс «Невидимые нити», который был проведен на территории БСИ ДВО РАН с 23 по 27 июля.

Цель – формирование у школьников комплексного подхода к экологическим проблемам и осознание взаимосвязей в природе.

Ежедневно с 11.00 до 15.30 научные сотрудники БСИ ДВО РАН, БПИ ДВО РАН, ИБМ ДВО РАН, Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), а также экологи из г. Сиэтла проводили занятия для группы из 20 школьников, интересующихся вопросами экологии и охраны окружающей среды.

Первый день (23 июля) проходил под лозунгом «Лес – бесценная кладовая природы». День был посвящен экосистеме Уссурийской тайги, особенностям ее структуры, функционирования и развития, а также вопросам антропогенного воздействия на эту экосистему. Открыла день экскурсия Альбины Брижатой, в ходе которой ребята узнали о богатстве и уникальности девственного чернопихтово-широколиственного леса, который сохранился на территории БСИ ДВО РАН. Продолжением экскурсии стал рассказ Валерии Панасенко о животных Уссурийской тайги, фотографии которых позволили наглядно отобразить озвученную информацию. Почувствовать себя юными исследователями помогли экологические игры, проведенныет Наеждой Тонковой, а занятие Анастасии Рязановой «Экосистема» стало обобщением знаний, полученных школьниками в течение дня.

Тема второго дня (24 июля)– «Вода – источник жизни». Во время презентации «Биоиндикация пресноводных источников» Татьяна Сергеевна Вшивкова рассказала о средствах и методах проведения биоиндикации. Наглядной демонстрацией изложенного материала стало практическое занятие по оценке качества воды ручья, протекающего на лесной территории БСИ ДВО РАН.

Тема третьего день (25 июля)– «Почва – необходимое условие для жизни растений». В этот день внимание школьников было обращено на особенности почвы как среды обитания живых организмов. Специалисты-почвоведы Алина Назаркина и Виктория Семаль рассказали о типах почв, дополнив рассказ обучающими мультфильмами и практическими занятиями. Любовь Каменева провела экскурсию «Растения, как индикаторы состава и структуры почвы», а также поведала о животных, участвующих в процессах формирования лесной подстилки.

Четвертый день (26 июля) был посвящен среде обитания человека и назывался«Мой дом, моя крепость». Об экологически чистых и безопасных зданиях рассказал Павел Анатольевич Казанцев, продемонстрировав во время своей презентации интересные проекты экодомов и экопоселений. В развитие темы Екатерина Головань подняла вопрос об энергосберегающих технологиях, перспективных в городских условиях, а также обсудила проблемы экологической безопасности жилых помещений. Во время практических занятий школьники познакомились с экологической маркировкой различных товаров потребления, продуктов питания. Продолжением занятия стала экскурсия «Растения, используемые в фитодизайне», проведенная Ольгой Ковалевой по оранжерее БСИ ДВО РАН.

Пятый день (27 июля) прошел под лозунгом«Изменение климата – изменение будущего человечества» и стал завершающим этапом обучающего курса. Лилия Геннадьевна Кондрашова во время практического урока затронула проблемы сохранения биоразнообразия и обсудила со школьниками способы их решения. О глобальном изменении климата, его причинах и последствиях рассказала Валентина Калинкина, дополнив занятие тематическими играми.

Для закрепления полученных знаний на эмоциональном уровне американские экологи Karen Salsbury и Loren Broharn каждый день в течение обучающего курса проводили подвижные игры на экологической тропе БСИ ДВО РАН.

Бонусом занятий, проводимых для школьников англоязычными преподавателями, стал дополнительный опыт общения участников мероприятия на иностранном языке.

В целом обучающий курс помог школьникам в понимании основных взаимосвязей в природе, использовании навыков чувственного и рационального познания окружающей среды и сплотил дружную команду ребят, обладающих пытливым умом и чувством ответственности за будущее нашей планеты.

Акция «Познаем природу вместе! » проходила с 23 по 27 июля (с 16.00 до 17.00 часов) на территории БСИ ДВО РАН и включала серию тематических экскурсий, во время которых все желающие смогли узнать о роли растений в жизни коренных народов российского Дальнего Востока, познакомиться с лекарственными и реликтовыми растениями Приморского края, а также принять участие в экологических играх на английском языке. Общее число участников акции составило более 80 человек.

28 июля с 11-00 до 13-00 часов в рамках «Недели экологического образования и просвещения» прошла акция «8000 секунд чистой территории». Благодаря помощи неравнодушных горожан, а также школьников г. Владивостока и п. Терней был проведен субботник по очистке экологической тропы и активной зоны БСИ ДВО РАН. Бонусом для волонтеров стала экскурсия «Тайны растений в славянской мифологии», в ходе которой Наталья Сайко поведала историю названий некоторых растений и рассказала об их использовании в быту славянских народов.

30 июля сотрудниками БСИ ДВО РАН, совместно с коллегами из ИБМ ДВО РАН и американскими специалистами из г. Сиэтл был проведен семинар «Образовательные инициативы для улучшения состояния окружающей среды».

Цель семинара: содействовать развитию экологического образования в Приморском крае через объединение усилий общественных организаций, образовательных и научных учреждений.

Открыли мероприятие к.б.н. ст.н.с. лаборатории флоры Дальнего Востока БСИ ДВО РАН Валентина Калинкина и координатор образовательных программ ИБМ ДВО РАН Лилия Геннадьевна Кондрашова.

Программа семинара сложилась следующим образом.

Первый доклад был сделан Натальей Владимировной Федорец, начальником Отдела организации природоохранных мероприятий управления охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока. Тема доклада «О реализации программ экологического образования администрации г. Владивостока» вызвала большой интерес и активное обсуждение у участников семинара.

Следующие два доклада были сделаны коллегами из г. Сиэтл. Lauren Brohawn – сотрудник организации по переработки бытовых отходов «0 мусора» в своей презентации «Безотходное производство» рассказала о способах переработки бытовых отходов, приводящих к их полной утилизации, а также об эколого-просветительских мероприятиях по популяризации данной информации компанией «Чистый дизайн». Karen Salsbury – сотрудник некоммерческой экологической организации «Островной лес» или «Islandwood» в своем докладе «Islandwood, как модель экологического образования США» описала преимущества образовательных программ для школьников, проводимых в условиях частичного «погружения в природу» при сочетании комфортных условий проживания и максимального сохранения природных ландшафтов.

Большой интерес и активную полемику вызвал доклад Владимира Леонидовича Изергина «Образовательные инициативы горожан для улучшения городской среды».

Инна Геннадьевна Недоросткова подняла вопросы экологического воспитания и просвещения школьников на курсах повышения квалификации учителей географии.

Марина Андреевна Воронина и Елена Васильевна сделали доклад на тему «Опыт эколого-географического изучения зарубежной территории студентами Школы педагогики ДВФУ (на примере КНР)».

В заключении Анна Валерьевна Добржанская осветила образовательные проекты Океанариума ДВО РАН.

В работе семинара приняло участие 45 человек из гг. Владивосток, Уссурийск, Артем, Арсеньев, с. Вольно-Надежденское и п. Терней.
Изучив отзывы, оставленные участниками семинара, мы отметили единогласное мнение о целесообразности проведения подобных мероприятий в будущем.

Со своей стороны, организаторы надеются, что «Неделя экологического образования и просвещения» станет ежегодным мероприятием, интерес к которому, также как и число участников, будут увеличиваться с каждым годом!

Администрация БСИ ДВО РАН и организаторы мероприятия благодарят всех участников «Недели экологического образования и просвещения».
Особую благодарность выносим:

Специалистам в области экологического образования и просвещения из г. Сиэтл (США, штат Вашингтон) Anthony Allison, Lauren Brohawn и Karen Salsbury.

  • Администрации г. Владивостока в лице Натальи Владимировны Федорец.
  • Координатору образовательных программ ИБМ ДВО РАН Лилии Геннадьевне Кондрашовой.
  • Президенту Научно-общественного координационного центра «Живая вода» и сотруднику БПИ ДВО РАН к.б.н. Татьяне Сергеевне Вшивковой.
  • Сотрудникам БПИ ДВО РАН к.б.н. Валерии Евгеньевне Панасенко, к.б.н. Виктории Андреевне Семаль и к.б.н. Алине Васильевне Назаркиной.
  • Профессору кафедры Архитектуры и градостроительства ДВФУ Павлу Анатольевичу Казанцеву.
  • Председателю Общественной организации «Экологическое общество «Урагус» п. Терней Галине Дмитриевне Максимовой.
  • Учителю средней школы №11 г. Владивостока Надежде Васильевне Пазинич.
  • Волонтерам-переводчикам Сергею Романцеву и Ларисе Будниковой.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх