Логотип БСИ ДВО РАН
Итоги мероприятия - 2014

Итоги IV «Недели экологического образования и просвещения»

(21 по 27 июля 2014 г.)

В мероприятиях, проводимых в рамках IV «Недели экологического образования и просвещения», приняли участие около 120 человек из гг. Владивосток, Артём, Уссурийск, населенных пунктов Надеждинского и Октябрьского районов.

Обучающий курс «Невидимые нити» (21-25 июля) прошел для детей двух возрастных категорий. Младшая группа включала школьников 1-5 классов, для которых занятия проводились в утренние часы (с 10.00 до 12.00). Старшая группа – дети 6-8 классов, занятия для которых проходили после обеда (с 13.00 до 16.00).

С ребятами на протяжении недели работали – сотрудники БСИ ДВО РАН (Калинкина Валентина, Головань Екатерина, Тонкова Надежда, Брижатая Альбина, Ковалева Ольга, Каменева Любовь) и приглашенные специалисты из разнообразных научных центров – Биолого-почвенного института ДВО РАН, Дальневосточного федерального университета и Научно Образовательного комплекса "Приморский океанариум" ДВО РАН.

Для полного погружения участников мероприятия в обучающий процесс были задействованы лесная территория (экологическая тропа и экспозиция «Экосистема Уссурийской тайги»), экспозиционные и коллекционные участки, оранжерея и конференц-зал Ботанического сада-института ДВО РАН. Уникальные образовательные объекты послужили естественным обучающим материалом для занятий с детьми. Несмотря на переменчивую приморскую погоду, обучение проходило на свежем воздухе. Для этого был создан «зеленый» класс рядом с детской площадкой.

Обучающий курс включал изучение четырех сред обитания: леса, воды, почвы, дома человека. В пятый день занятия были посвящены влиянию человека на климатические процессы Земли.

Что же нового появилось в этом году?

Прежде всего, в программу были добавлены ежедневные мастер-классы («Ботаническая закладка», «Лесные сувениры», «Летняя клумба», «Эко-сумки» и др.), позволяющие детям при помощи тактильного восприятия познавать мир живой и неживой природы.

Показ короткометражных обучающих экологических мультфильмов помог в доступной форме рассказать ребятам о последствиях влияния человека на природные экосистемы.

Интерактивный костюмированный спектакль «Лососевый мальчик», проведенный специалистами Приморского океанариума совместно с волонтерами, позволил ребятам погрузиться в жизнь лососей и лучше понять их поведение.

Хочется отметить, что некоторые школьники участвуют в мероприятиях «Недели экологического и просвещения» на протяжении нескольких лет и уже сами активно включаются в подготовку и проведение занятий. Например, благодаря знаниям, полученных во время обучающего курса, а также своей коммуникабельности и ответственности, школьники из старшей группы разработали и провели для детей младшей группы познавательную игру «Природа Земли».

Помимо занятий в рамках обучающего курса каждый день проходила акция «Познаем природу вместе!» (21-25 июля). Ее проводили сотрудники БСИ ДВО РАН (Калинкина Валентина, Брижатая Альбина, Каменева Любовь, Ковалева Ольга), а также постоянный волонтер образовательных программ – Сайко Дмитрий. Акция включала тематические экскурсии, проводимых ежедневно с 16.00 до 17.00 часов на территории Ботанического сада. Все желающие смогли послушать мифы и легенды о растения; узнать о роли растений в жизни коренных народов российского Дальнего Востока; увидеть интересные реликтовые растения Приморского края, собранные в коллекциях природной флоры Ботанического сада; познакомиться с растениями-индикаторами почв и побывать на познавательной экскурсии в оранжерее. Общее число участников акции составило более 50 человек.

В рамках IV «Недели экологического образования и просвещения» 23 июня 2014 г. в Ботаническом саду-институте ДВО РАН состоялся семинар «Интегрированный подход в экологическом образовании» для учителей естественнонаучных дисциплин.

Цель семинара: внедрение новых методов и подходов в экологическое образование населения.
Открыла семинар приветственным словом руководитель проекта IV «Неделя экологического образования и просвещения» Валентина Андреевна Калинкина (БСИ ДВО РАН).

Программа семинара включала практическую и теоретическую части, взаимосвязанные и дополняющие друг друга.

Учителя-предметники прошли обучение на экологической тропе – участке леса, где можно увидеть большинство звеньев экологической цепи от продуцентов до редуцентов. Второй площадкой семинара стали коллекционные участки БСИ ДВО РАН. Здесь участники семинара познакомились с редкими, реликтовыми, эндемичными видами природной флоры, интродуцированными растениями из разных регионов мира. Экскурсоводами выступили к.б.н., с.н.с. лаборатории флоры Дальнего Востока Колдаева Марина Николаевна, инженер-исследователь лаборатории интродукции и селекции цветочно-декоративных растений Головань Екатерина Викторовна и инженер-исследователь лаборатории тропических и субтропических растений Ковалева Ольга Сергеевна.

Теоретическая часть семинара включала в себя доклады специалистов БСИ ДВО РАН и их обсуждение.

Доклад Ольги Викторовны Храпко был посвящен образовательным программам БСИ ДВО РАН. В своем докладе «Образовательные программы Ботанического сада-института ДВО РАН» Ольга Викторовна рассказа о структуре БСИ ДВО РАН, сделала акцент на имеющейся образовательной базе (коллекциях, экспозициях, лесной территории и кадрах), позволяющей специалистам Ботанического сада реализовать многие образовательные программы для широкого круга населения.

Второй доклад «Проект «Неделя экологического образования и просвещения»» представила Надежда Александровна Тонкова, она рассказала об истории и опыте реализации образовательных программ в рамках этого мероприятия.

Третий доклад «Уссурийская тайга в сердце Владивостока» Екатерина Викторовна Головань посвятила образовательной экспозиции «Экосистема уссурийской тайги», где наглядно показаны элементы экосистема наших дальневосточных лесов.

Валентина Андреевна Калинкина в своем докладе «Неделя экологического образования и просвещения – как пример интегрированного подхода в дополнительном экологическом образовании» показала, как можно в учебном процессе соединить теорию и практику, научные факты и интересные игры.

Закрыл программу круглый стол, проведенный по технологии «Открытого пространства». Эта интерактивная технология позволяет построить обсуждение согласно интересам всех участников и выработать одновременно большое число идей. Участники семинара (учителя естественных дисциплин) самостоятельно предлагали темы для обсуждения, в числе которых:

  • Нестандартные подходы к экологическому образованию и просвещению.
  • Как включить эко-мышление?
  • Экологическое образование и просвещение 18+ (Вовлечение молодых людей в создание "зелёного" будущего)
  • «Работающие» и «необходимые» методы и подходы для эффективного экологического образования и просвещения
  • Экологическое образование и просвещение в дошкольных и школьных учреждениях – делаем сами!

По окончании семинара были сформулированы предложения по организации экологического образования населения.

Изучив отзывы участников, следует отметить единогласное мнение о необходимости проведение подобных семинаров среди населения и пожелание, чтобы образование в России развивалось и способствовало созданию здорового общества. Поэтому необходимо усиливать экологическое воспитание учащихся школ и ВУЗов.

Все участники мероприятий в рамках «Недели экологического образования и просвещения» получили памятные сертификаты.

Проведение семинара осуществлено при финансовой поддержке грантом ДВО РАН код 14-III-Г-06-001.

События III «Недели экологического образования и просвещения» были освещены на следующих сайтах:

Администрация Ботанического сада-института ДВО РАН благодарит участников IV «Недели экологического образования и просвещения», а также всех неравнодушных, оказавших содействие в проведении мероприятия.

Особую благодарность выражаем приглашенным специалистам и волонтерам:

  • Пермяковой Ольге Геннадьевне, к. полит. н., зав. научно-образовательного отдела Океанариума ДВО РАН;
  • Мирошниковой Наталье Владиславовне, зам. зав. научно-образовательного отдела Океанариума ДВО РАН;
  • Зыковой Марии Владимировне, методисту научно-образовательного отдела Океанариума ДВО РАН;
  • Добржанской Анне Валерьевне, к.б.н., ведущий методист научно-образовательного отдела Океанариума ДВО РАН;
  • Леунову Валерию Петровичу, тренеру морских млекопитающих Океанариума ДВО РАН;
  • Гуськову Валентину Юрьевичу, младшему научному сотруднику лаборатории эволюционной зоологии и генетики, БПИ ДВО РАН;
  • Семаль Виктории Андреевне, к.б.н., с.н.с. сектора почвоведения и экологии почв;
  • Нестеровой Ольге Владимировне, к.б.н., заведующей кафедрой почвоведения ШЕН ДВФУ;
  • Луценко Владиславу Витальевичу;

студентам Дальрыбвтуза, Института рыболовства и аквакультуры, кафедры «Водные биоресурсы и аквакультура»:

  • Цукановой Анне Сергеевне,
  • Бурцевой Елене Дмитриевне,
  • Кравцовой Анастасии Павловне,

студентам ДВФУ, ШРМИ, кафедры политологии:

  • Берлизову Яну Алексеевичу;

школьникам (11 класс):

  • Артемьевой Дарье Максимовне,
  • Починок Арине Сергеевне,
  • Шатковсткому Павлу Евгеньевичу,
  • Дригода Марии Борисовне,
  • Быкову Алексею Михайловичу

Отсутствует Flash плагин. Пожалуйста, установите последнюю версию Adobe Flash Player:
Установите Adobe Flash Player

Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListPlantariumEast Asia Botanic Garden NetworkСовет ботанических садов РоссииRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наукРейтинг@Mail.ru
Вверх