Логотип БСИ ДВО РАН
Международное сотрудничество
Отчет о стажировке по теме «Экологическое образование», г. Сиэтл, США - 2013
Отчет о стажировке по теме "Экологическое образование", США, штат Вашингтон, ...
Отчет о стажировке по теме «Экологическое образование», г. Сиэтл, США - 2017
Наши координаты

тел.:+7 (423) 272-64-19
(пн.-пт. с 10.00 до 18.00)

E-mail:
[javascript protected email address]


Отчет о стажировке по теме «Экологическое образование», г. Сиэтл, США - 2017

Отчет о стажировке по теме "Экологическое образование", США, г. Сиэтл, штат Вашингтон, 03.09 – 20.09 2017 г. (Ковалева О.С.)


Цель стажировки: изучение особенностей организации и проведения программ в сфере экологического образования и просвещения в США и привлечение международного опыта для повышения эффективности образовательных программ Эколого-ботанического центра БСИ ДВО РАН.


Стажировка проходила с 03 по 20 сентября 2017 г. в рамках программы научно-образовательного обмена между США и Россией. За время поездки был изучен опыт работы ряда экологических центров, национальных парков, компаний, занимающихся экологическим образованием и защитой окружающей среды. Срединих: Washington Park Arboretum, Center for Urban Horticulture,Miller Library(University of Washington), Earth Corps, Brightwater, Islandwood,Bellevue Botanical Garden, Mercer Slough, Mountains to Sound Greenway, Kruckeberg Garden, Woodland Park Zoo. Особое внимание уделялось вопросам организации работы с волонтерами, методикам обучения детей разных возрастов.


EarthCorps


Earth Corps – некоммерческая международная экологическая организация, главная миссия которой: построение глобального сообщества через локальное восстановление окружающей среды. О работе Earth Corps нам рассказали: заместитель директора Su Thieda, руководитель программы волонтеровSean Walters и старший специалист по экологии и ГИС NelsonSalisbury.
Корпус Земли ежегодно привлекает до 10000 волонтеров (сотрудников компаний, студентов, школьников и всех желающих) для благоустройства парков города Сиэтл и штата Вашингтон. Волонтеры занимаютсяборьбой с инвазивными растениями (гималайская ежевика, плющ обыкновенный, падуб, калистегия и др.), посадкой аборигенных видов, реставрацией экологических троп, уходом за посадками и т. п.Корпус Земли сотрудничает со многими странами мира, в том числе и с российскими экологическими центрами на Камчатке, Байкале, в Амурской области и др. Earth Corps проводит молодежную программу воспитания лидеров экологических движений. Основные требования к кандидатам: необходимо представлять государственную организацию, иметь хорошую физическую подготовку и высокий уровень знания английского языка. По результатам отбора ежегодно с разных стан в г. Сиэтл приглашается 25-30 человек сроком на полгода, при этом 85 % времени ребята проводят на полевых работах, а оставшееся время – в обучающих классах Earth Corps.
Во время стажировки мы получили опыт работы волонтерами Earth Corps в Frink Park. Целью мероприятия стало удаление инвазивного растения HederahelixL. (плющ обыкновенный, завезенный в Америку около 200 лет назад для декоративного озеленения), сплошь покрывшего лесной массив парка. Удаление растений плюща происходит с помощью ручных инструментов, затем очищенное пространство засыпается мульчей. Также в осенний период в парке высаживают местные виды растений, преимущественно хвойные деревья (туя, тсуга, псевдотсуга). Новые посадки помечают флажками, чтобы следить за их состоянием и оградить от случайного антропогенного повреждения.

University of Washington (Seattle)


Вашингтонский университет является крупнейшим и одним из старейших на северо-западе США. Мы посетили ряд организаций, относящихся к университету: Арборетум(Washington Park Arboretum), ботанический сад (Center for Urban Horticulture),гербарий, Музей им. Бёрка (Burke Museum) и библиотеку.


Washington ParkArboretum


Парк-арборетум создан с целью знакомства жителей и гостей города, студентов, любителей природы с растениями западного побережья США и стан Азиатско-Тихоокеанского региона. Включает в себя богатые коллекции растений, собранные как по систематическому принципу (магнолии, рододендроны, клены, березы, дубы, ели и др.), так и по эколого-географическому – сады Чили, Австралии, Новой Зеландии, Китая и др. Арборетум служит площадкой для проведения широкого ряда экологических образовательных программ.
В визит-центре Парка-арборетума каждый желающий может получить бесплатные информационные брошюры, учителя и родители могут взять в аренду рюкзак с методическими разработками и раздаточными материалами для экологических игр и занятий с детьми, чтобы посещение арборетума прошло интересно и продуктивно. Популярностью пользуются летние лагеря для дошкольников и детей 6-12 лет, занятия платные и длятся от 1 до 10 недель. Темы занятий различны, например: «Неделя птиц», «Вэтлэнд», «Насекомые», мастер-классы по плетению корзин из природных материалов и, конечно, игры и песни на тему экологии.Об этом нам рассказали менеджер школьных программCait McHugh и менеджер по образовательным программамAlicia Blood.

В Парке-арборетуме помимо образовательных очень эффективно работают и волонтерские программы. Крупные компании приводят работников на праздник «день труда», например, из компании Майкрософт ежегодно участвуют до 700 человек. Студентам для получения диплома необходимо пройти практику на «благо города», и многие из них приходят в Парк-арборетум. За год в Парке-арборетуме проходит в среднем 7 крупных волонтерских мероприятий (400-500 человек) и множество мелких акций (40-50 человек). Например, здесь ежегодно проходит праздник «Волонтер года».Ежегодно в Парке-арборетуме организуют 2-х недельные занятия для волонтеров-экскурсоводов.
Здесь мы встретились со специалистом по методам интерпретации природы Chuck Lennox. Он провел для нас интересную экскурсию по парку, комментируя и разбирая подробно свои действия и этапы обучающей прогулки, рассказал, как использовать во время экскурсии вспомогательные предметы (фотографии, лупы, таблички).

Вместе с Alyssa Henry (менеджером по волонтерам) мы посетили осеннюю распродажу растений в арборетуме, некоторые из них были выращены сотрудниками и волонтерами, а некоторые подарены горожанами. На всех этапах выставки-продажи (встреча, консультация, оплата) людей сопровождают волонтеры.
В конференц-зале Washington Park Arboretum наш куратор и инициатор программ обмена Anthony Allisonпредставил презентацию о ботанических садах России, чьи представители приехали в этом году.Это Ботанический сад-институт ДВО РАН (г. Владивосток, г. Южно-Сахалинск), Ботанический сад Иркутского государственного университета (г. Иркутск). Впрезентации рассказывалось о наших экологических образовательных программах, коллекциях растений, редких представителях флоры регионов. В зале присутствовали сотрудники Арборетума и других экологических организаций, специалисты-ботаники и все желающие, презентация вызвала большой интерес у гостей, поэтому мы с удовольствием отвечали на многочисленные вопросы.


Center for Urban Horticulture

В Центре городского садоводства мы встретились с руководителем программ для взрослых Jessica Farmer и куратором и менеджером библиотеки Brian Thompson. В Центре ведется работа по сохранению и наблюдению за редкими видами растений, идут природозащитные и лесовосстановительные работы, проводятся экскурсии на платной и бесплатной основе, обучение садовому искусству. Здесь находится участок для выращивания овощей на нужды университета, где работают сами студенты. Имеется замечательная библиотека и гербарий, а на участках сада показаны живые растительные сообщества, характерные для разных местообитаний, что служит наглядным образцом для ландшафтных дизайнеров.


Mercer Slough, Environmental Education Center (Bellevue)


ВMercerSlough находится экологический центр, где нас встречал менеджер по образованию NathanZabel.Здания центрапостроены без нарушения естественного ландшафта и растительного покрова территории, располагаясь на каркасе из высоких металлических стоек. Лаборатории и учебные аудитории для занятийобустроены в соответствии с возрастной группой учеников. Так, в классе для дошкольников имеется множество игрушек, природных материалов для поделок, разнообразная канцелярия для творчества и т.д. Для тинэйджеров оборудованы лаборатории с микроскопами, химическими приборами и реактивами для исследований.Также в MercerSlough есть природный парк с экологической тропой, ведущей к естественному водоему, который является местообитанием пресноводных птиц и других животных. Сотрудники MercerSlough сами разрабатывают образовательные программы в соответствии с государственным стандартом. По словам Натана, наиболее высокий спрос имеют платные экологические программы для дошкольников. Дети приходят каждый день и в игровой форме познают природу, занимаются творчеством, совершают учебные прогулки к водоему. Дети 14-18 лет поступают на 3-летнее обучение в MercerSlough, пройдя собеседование, так как количество желающих превышает количество свободных мест.Обучение носит естественно-научный характер, по его окончанииребята получают оценку.


Brightwater Environmental Education Center (Woodinville)


Данная организация, которая является филиалом Islandwood, была организована на базе завода по очистке сточных вод, поступающих в залив Puget Sound. Нас встречала директор городских программ Kate Bedient. В экоцентре проводятся занятия с разными группами людей, в том числе со школьниками в рамках летних лагерей. Ключевой вопрос, затрагиваемый на экскурсиях и занятиях – это взаимодействие человека и воды в условиях города. Одним из наиболее интересных и наглядных материалов является серия плакатов, посвященных круговороту воды в городских условиях с включением в круговорот сточных вод. СотрудникиBrightwater провели интересную экскурсию по заводу, где происходит очистка сточных вод на всех этапах (удаление мусора, органики, микроорганизмов, вредных химических веществ), нам демонстрировали степень прозрачности воды после каждого этапа очистки. Конечным продуктом завода являются вода, пригодная для технического использования, а также – органическое удобрение, идущее на продажу. Растущие на территории Brightwaterпрекрасные цветы и овощи служат ярким примером применения этих продуктов, ещё раз напоминая о необходимости и, в конечном итоге, выгоде бережного природопользования.


Bellevue Botanical Garden (Seattle)


Очень красивое место, в визит-центре которого нас встретили директор ботанического сада Nancy Kartes, менеджер по образованию Kate L. Sorensen и координатор волонтерских программ Cynthia Welte. Мы узнали, что популярностью пользуются семейные и учебные наборы для самостоятельного изучения растений и природы, включающие карту активности, методическое пособие с заданиями и играми, краткий определитель, книжки с картинками, игрушечные растения и насекомых, лупу и др. Наборы выдаются учителю или родителям за оплату и залог на времяпргулки.
С садом сотрудничает большое количество волонтеров, выполняющих разнообразную работу, все они получают предварительный инструктаж. Одни – участвуют в уходных работах по саду, другие – создают тематические и сезонные цветочные композиции для украшения сада. Есть среди волонтеров и ученые-любители, которые ведут наблюдения за природой, например, за появлением насекомых-вредителей на растениях, которых собирают, определяюти сообщают сотрудникам сада. Так же волонтеры помогают проводить распродажи растений и различные мастер-классы (например, искусство фотографии).
В саду Бэлвью мы познакомились с прекрасными коллекциями растений открытого грунта, этикеткина растениях имели штрих-код, который можно считать с мобильных устройств для получения более полной информации.В визит-центре организации можно взять брошюры о программах сада, приобрести разнообразные сувениры. Отмечу, чточасть дохода саду приноситраспродажа растений, выставки-продажи картин и сдача в аренду помещений под мероприятия.


Woodland Park Zoo


Зоопарк Woodland основанный в 1899 г. содержит крупнейшую коллекцию животных в штате и ежегодно принимает более 1 млн. посетителей, знакомя их с разнообразием фауны Земли.Здесь насчитывается 1000 животных, представляющих более 300 видов, среди них 40 находящихся под угрозой исчезновения и 17 угрожаемых или уязвимых видов животных. Ботаническая коллекция зоопарка включает более 92 000 растений и деревьев, представляющих более 1300 видов. На участках, выделенных по эколого-географическому принципу, вместе с животными обитают и растения, характерные (или близкие по родству) для флоры естественных местообитаний первых(например, акация – в африканской саванне, эвкалипт – в Австралии и т.д.).
В зоопарке персонал и волонтеры проводят эколого-просветительские мероприятия для широкого круга посетителей (от самых маленьких до пожилых), о чём нам рассказала волонтер-менеджер Kim Haas. Это экскурсии, физическая активность, непосредственный контакт с животными, которых куратор держит на руках, рассказывает о нем и его образе жизни и даёт его погладить. Также сотрудники Woodland Park Zoo посещают школы вместе с животными, рассказывая о необходимости сохранения биоразнообразия планеты, защите редких представителей фауны.


Mountains to Sound Greenway


TheMountainstoSoundGreenway является некоммерческой организацией, работа которой направлена на сохранение и улучшение природного ландшафта, обеспечивая долгосрочный баланс между людьми и природой и охватывает обширную территорию штата Вашингтон от Сиэтла до Элленсберга (около 600 тыс. га). Деятельность Mountains to Sound Greenway включает в себя посредничество между коммерческими и некоммерческими организациями, восстановление окружающей среды, работа со школьниками на открытом воздухе (пешие и велосипедные туры). С помощью волонтеров происходит устройство экологических троп, посадка местных растений, удаление инвазивных.
Наша группа посетила офис MountainstoSoundGreenway в Сиэтле, где состоялась встреча с исполнительным директором JonHoekstra, директором полевых программ TorBell, менеджером по образованию BeccaKedenburg, педагогом и специалистом по тропам MikeStenger и другими сотрудниками, которые рассказали о деятельности своей компании.AnthonyAlisson представил презентацию о российских ботанических садах, участвующих в программе обмена.
Ценным опытом стало для нас посещение открытых уроков со школьниками 3 класса, посвященных ключевой роли лососевых рыб в экосистеме. Занятия, проведенные сотрудниками Гринвэй, включали в себя урок в классе (ClarkElementarySchool) и урок на природе (ConfluencePark). Ребята слушали презентацию, активно отвечали на вопросы учителя, затем группами (по 6 человек) сообща выполняли различные задания, для лучшего усвоения новой информации. Так, они изучали необходимые условия жизни лососевых в природе: чистоту и температуру воды, освещенность, окружающее реку растительное сообщество, виды насекомых, кормовую базу. У ребят было необходимое для этого оборудование, полевые журналы. В конце урока на реке каждая группа учеников делала 15-минутную презентацию по теме исследования, некоторые ребята придумали веселый мини-спектакль, где у каждого была своя роль (лосось, инвазивный плющ, дерево, насекомое и др.). Занятия проходили активно и весело, в перерывах был ланч и игры.
KruckebergGarden
Экскурсию по саду нам проводил доцент и преподаватель Walt Bubelis. Этот тихий и уютный сад был основан в 1959 г. супругами Kruckeberg, которые привозили семена и черенки растений со всего света. Флора сада содержит как местные растения западного побережья Тихого океана, так и необычные для этих мест интродуценты. Среди них (около 2000 видов) встречаются хвойные и лиственные породы, рододендроны, магнолии, папоротники, почвопокровники. Некоторые деревья являются самыми крупными или самыми редкими в штате. Также в саду наблюдают более 40 видов птиц.


Islandwood (Bain Bridge Island)


Islandwood – некоммерческая организация, основанная в 2002 г., располагаетсяна 100 гав естественном хвойно-широколиственном лесу на острове Бэйнбридж (BainBridge Island). Здесь нас сопровождала заслуженный профессор Karen Salsbury. Организация представляет собой детский лагерь для школьников 10-12 лет, также здесь ведется подготовка специалистов в области экологического образования совместно с University of Washington. На территории Islandwood созданы учебные зоны и аудитории, приглашены высококвалифицированные преподаватели, разработан широкий ряд образовательных программ, ведется сотрудничество с волонтерами.
Здания и интерьеры в Islandwood построены с использованием экологичных материалов, а элементы декора несут обучающую информацию. Каждое здание – воплощение дизайнерских задумок и современных технологий, позволяющих максимально эффективно использовать альтернативные материалы и источники энергии. Например, в дизайне столовой использованы естественные природные материалы – коряги, камни и т. п.
Нам показали, что сточные воды из столовой и туалета поступают в специальную оранжерею, в которой грязная вода поэтапно очищается, попадая в цистерны, где посажены тропические растения (Xanthosomaviolaceum– ксантосома фиолетовая, монстера, папайя). В результате посетители наглядно видят, что благодаря органическим веществам, содержащимся в сточной воде, растения более активно растут и плодоносят. После биологической очистки воду вторично используют в технических целях: в туалетах, для полива растений.
В Islandwood мы познакомились с программой для школьников «IslandWood's School Overnight Program» рассчитана на 4 дня и 3 ночи. При предварительной регистрации участников собирается информация о состоянии здоровья детей. Программа проходит в рамках учебного года с сентября по май и включает различные мероприятия для детей. Среди них: уроки на свежем воздухе, подвижные игры с экологическим уклоном, проведение опытов в лабораторных корпусах и творческая активность. Как пояснил вице-президент Islandwoodпо образованию John Haskin, главное – эмоционально вовлечь ребенка в процесс познания природы, он обязательно должен сам потрогать, понюхать лес, то есть выйти из «зоны комфорта», ведь именно тогда происходит процесс усвоения новых знаний. При разработке данной концепции использовались труды советского ученого Л.С. Выготского (1896-1934).
«Graduate Program»–это программа сроком 10 месяцев для студентов, имеющих степень бакалавра, о ней нам рассказала её директор Denise Dumouchel. Выпускники данной программы приобретают опыт работы со школьниками в полевых условиях, научные знания в области педагогики, биологии и экологии.Часть времени они проводят на лекциях и классах, другую – в качестве преподавателей с детьми. По окончании обучения студенты получают степень магистра и диплом Вашингтонского университетаи могут стать преподавателями или менеджерами в школах, центрах экологического образования и защиты окружающей среды.


Выводы


За время поездки в США мы посетили целый ряд образовательных и информационных центров при экологических организациях, университете, национальных парках и др. В результате мы открыли для себя новые методы работы с детьми в области экологического образования, получили новые навыки по организации работы в образовательных центрах, работе с волонтерами. В каждой организации мы встретили радушный приём и получали в дар методические пособия, книги, брошюры, журналы по ботанике и экологии.
Кроме того, мы совершили очень интересные поездки и пешие походы по достопримечательностям штата Вашингтон. Побывали назападном побережье Тихого океана и в дождевом лесу возле озера Quinault, увидели самую большую в мире 1000-летнюю ель (Picea sitchensis, the Sitka spruce) 58 м высотой. Совершили восхождение на гору RattlesnakeLedge и поход по лесам северных Каскадных гор, где познакомились с флорой западного побережья США.
Посетили исторический музей Burke Museum, интерактивный музей естественных наук PacificScienceCenter, исторический центр г. Сиэтл, International District, Pioneer Square и другие достопримечательности,увидели красивейший водопад Snoqualmie, городок Уинтроп с историческими постройками времён дикого запада.
Эта поездка стала возможной благодаря финансовой поддержке Walter Pereyaи Stowe Talbot, которые с 2010 года оказывают финансовую помощь для организации совместных русско-американских мероприятий в области экологического образования.
Выражаем благодарность фондуThe Trust for Mutual Understandingи сотрудникам Earth Corps, особенно Su Thieda, за помощь в организации поездки.
Особая благодарность Энтони Эллисону (Anthony Allison) – инициатору и организатору поездок российских ботаников и преподавателей – за активное участие в становлении и развитии образовательных программ Эколого-ботанического центра БСИ ДВО РАН, за поддержку россиян на всех этапах стажировки.
Благодарим Екатерину Головань (БСИ ДВОРАН) за помощь в организации поездки с российской стороны, Сергея Романцова (волонтер, г. Владивосток) за постоянное сопровождение нашей группы в качестве переводчика и всестороннюю помощь.
Благодарим сотрудников Генерального консульства во Владивостоке за многостороннюю поддержку БСИ ДВО РАН: День Рододендрона, финансирование обмена в 2016 г. и за помощь с визами, а именно: MichaelKeays (ConsulGeneral), DarrenThies.
Благодарность:сотрудникам всех организаций, которые мы посетили за радушный приём, всем сотрудникам Islandwood, особенно,Karen Salsburyза приобретение ценного опыта по организации экологических обучающих мероприятий, методикам работы с детьми. Сотрудникам организации Bright Water за увлекательные экскурсии, сотрудникам University of Washington, David E. Giblin – за экскурсию в гербарий, сотрудникам Washington Park Arboretum– за ценные знания и опыт по организации работы с детьми. Rachael DeGraffenried – координатору по волонтерам «Outdoors for All»организации, помогающей людям с ограниченными возможностями здоровья.Биологу и преподавателю Dana Visalli за интересную экскурсию по лесам северных Каскадных гор. Специалистов по тропам Bob Birkby и Mike Stenger за сопровождение и рассказ о строительстве экологических троп во время восхождения на гору RattlesnakeLedge.


Более подробную информацию об экологических центрах и природоохранных организациях г. Сиэтла и штата Вашингтон можно получить на официальных сайтах:

  • University of Washington:http://www.washington.edu
  • Washington Park Arboretum:www.arboretumfoundation.org
  • Botanical Gardens University of Washington:botanicgardens.uw.edu/washington-park-arboretum
  • Center for Urban Horticulture:botanicgardens.uw.edu/center-for-urban-horticulture
  • Earth Corps:www.earthcorps.org
  • Islandwood:www.islandwood.org
  • Mercer Slough:www.pacificsciencecenter.org/mercer-slough
  • Bellevue Botanical Garden:www.bellevuebotanical.org
  • Mountains to Sound Greenway: https://mtsgreenway.org
  • Kruckeberg Garden: www.kruckeberg.org
  • Woodland Park Zoo: www.zoo.org

Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListPlantariumEast Asia Botanic Garden NetworkСовет ботанических садов РоссииRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наукРейтинг@Mail.ru
Вверх