Логотип БСИ ДВО РАН
Главная » Мир растений » Лекарственные растения » Сбор трав в легендах, ритуа...
Сбор трав в легендах, ритуалах, обычаях

Врачевание всегда было доходным занятием, поэтому лекари при­нимали меры к тому, чтобы людей, знающих лечебные свойства трав, было поменьше. Желающих заняться этим делом всячески отпугивали, окружая свое ремесло таинственностью. Сбор, изготовление лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. В средние века знахари принимали пациентов в мрачных пещерах или хижинах, украшенных черепами, черными кошками, совами. Когда давали лекарство, шептали страшные заклинания, а чтобы заставить других людей отказаться от самостоятельных поисков трав, о вполне безобидных растениях сочиняли полные ужасов легенды.

Одной из таких легенд была легенда о мандрагоре. Внешне корень мандрагоры напоминает фигуру человека. Считалось, что обладатель этого корня сохранит на всю жизнь молодость, здоровье и красоту. Но человек, рискнувший самостоятельно добыть этот корень, подвергается смертельной опасности. И только посвященный в тайну корня может выкопать его. Найдя растение, нужно было три раза очертить место мелом, затем привязать растение к хвосту черной собаки и заставить ее вырвать его, а самому в это время стать лицом к западу. Раздавался ужасный крик мандрагоры, а собака, вырвавшая корень, немедленно погибала.

На Руси сбор трав приурочивался к дню Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю). У сборщиков этот день зовется «Аграфена — злые коренья». Массовое цветение трав совпадало с этим днем и следующим за ним днем Ивана Купалы (7 июля) — временем сбора волшебных трав. В праздновании дня Ивана Купалы соединились христианские и языческие верования. Иван — Иоанн Крести­тель, который «купал», т. е. крестил Христа, и Купала — языческий бог, которому в древние времена «благодарения и жертвы в начале жатв приносиху». По народному поверью, собранные в этот день травы обладали особой целительной силой, а ночью растения разго­варивали между собой.

Белорусский этнограф Е. Р. Романов так описывает этот сбор: «Ранним утром 23 июня (старый стиль) девушки и молодухи целыми толпами отправляются в луга, поля и леса за Ивановскими цветами и травами. Во время собирания цветов и трав нужно обязательно петь Купальские песни, в противном случае травы их не будут иметь целебной силы, даже и по освещении их в церкви. Каждая женщина старается набрать цветов и трав как можно более, целые снопы, при­чем предпочитаются травы Иван-да-Марья, золототысячник, росичка, купальник, зверобой, чистотел, богородицыны слезки, заячья цыбулька, мокрица, а также аир, тростник, колосья ржи. Принесенные в дом травы ставятся в холодном месте до следующего дня, а затем 24 июня приносятся в церковь и освящаются». В ночь на Ивана Купалу совершаются разные чудеса: цветет папоротник — перунов огнецвет, показывается разрыв-трава, цветущая так недолго, что еле успеешь прочесть три молитвы: «Отче наш», «Богородицу» и «Верую».

В одном из старинных русских травников требовалось, чтобы искатель трав обязательно имел скамейку, сделанную из девяти по­род только хвойных деревьев, и при вытаскивании растения из земли непременно становился коленями на эту скамейку. В другом травнике рекомендовалось собирать травы в строго определенный день, чаще всего один в году, попостившись, вдали от жилья, «где не слыхать петушиного крику», сбросив одежду, выкупавшись в росе и прочтя заклинания. При этом необходимо было иметь при себе пред­варительно выкопанный корень плакун-травы, отгоняющий злое чародейство. «Есть плакун-трава, растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров и та трава вельми добра. Пригодна в чистоте держать в избах или с собою в пути носить, нечистый дух не прикоснется и со оным корнем травы рвать, иметь при себе, а когда не иметь при себе сего корня, то хоша после приложи траву к плакунову корню, то и будет всякая трава иметь свою силу, а крест из нее вырезать и носить при себе вельми добро».

Научное название плакун-травы — дербенник иволистный. На листьях дербенника есть большие водяные устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. По преданию, плакун-трава появилась, когда распяли Христа. Богородица при этом так горько плакала, что из ее слез и выросла эта трава. Сборщик с пучком травы становился лицом к востоку и произносил: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю». При этом подчеркивалось бережное, уважительное отношение к траве как носительнице целебной силы. «Небо — отец, земля — мать, а ты, шва, позволь себя рвать». Нужно, «чтобы траве не было больно» и от «многого брать немножко».

Колдовство имело самую тесную связь с народной медициной. Например, от бесплодия долго лечилась у знахарки супруга князя Василия Ивановича — княгиня Соломония. Великая княгиня София — супруга Ивана III в 1497 г. лечилась у знахарки по тому же поводу. Знахарка по велению Ивана III была утоплена. Старинным народным средством — медом лечился от подагры Иван Грозный. По мнению ученых, такая тесная связь магии с народной медициной объясняется следующими причинами: во-первых, убеждением, что болезнь есть результат влияния «злых духов» и что исцеление могут принести только сверхъестественные силы; во-вторых, убеждением в том, что человек находится в таинственной связи с окружающей природой и от нее зависит его здоровье; в-третьих, верой в то, что болезнь есть злое существо, которое может быть изгнано и перенесено на других.

Вместе с тем тысячелетиями складывались и отрабатывались рациональные приемы сбора трав и, хотя объяснялись они в свое время влиянием сверхъестественных сил, современная наука нашла им вполне материалистическое объяснение. Например, такие реко­мендации народной медицины, как применять для лечения больного травы, собранные в местности, где он проживает, либо собирать травы только в новолуние, при «ущербном месяце», либо в отсутствие луны. Еще в древнем Вавилоне дурман и белену собирали только ночью. Плиний Старший в 18 томе «Естественной истории» много говорит о влиянии фаз луны на растения, животный мир и человека. Так, при полнолунии растение всасывает больше воды, чем в другое время, следовательно, дольше сохнет и теряет больше действующих веществ. Известны науке и суточные колебания концентрации действующих веществ в растениях. Некоторые растения, содержащие ал­калоиды, накапливают их ночью и теряют днем.

В русских лечебниках давались рисунки лекарственных растений, приводились подробные сведения о внешнем виде лекарственных растений и местах их произрастания. Вот как описывается проскурняк — алтей лекарственный: «Стебель ее суховат, вышиною два локот или трех, цвет у себя желт имееть, а воняние аки болшева роману, листвием же та трава собою долга и остра, плевою белою обдёрнута, а собираем и корень и листвие и цвета, егда трава цветет в мае во исходе». О широко известных травах обычно считали «непотребно писать, коим обычаем ростуть», так как они «всеми знаеми суть».

Сбор лекарственных растений определялся не только календарным расписанием, но и погодными условиями. Наилучшее время сбо­ра травы показывают пчелы, и брать растения нужно там, где их много. «Некогда ино лето бывает студеностно, некогда вельми жарко». Кроме того, даются подробные указания по сбору и сушке сырья. Корни следовало «выкопати и очистити и вельми добре обмыта и высушити, да вологость иссякнет». Или по сушке цветков шиповника «цвет своробориный надобе сушити на ветре, а не на солнце, или отдали солнце сквозе окончину или сквозе полотенце, часто их изворашевой». Четкие указания давались относительно сроков хранения и возможности фальсификации сырья. «Многие оманщики, которые людей прельщають и лесного дягиля корение за огородный продають и мастер тем прельщается и лечба несовершенна».

Параллельно с народной медициной рациональные приемы сбора лекарственных растений разрабатывались научной медициной. Интересны в этом отношении рекомендации Авиценны (XI в. н. э.), которые мало чем отличаются от правил заготовки сырья, принятых современной фармакогнозией: «Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственный им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются, во всяком случае, чем они станут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянистость, а что касается корней, то их следует брать до того, как начнется листопад. Цветки следует собирать после полного их раскрытия, но до увядания или осыпания. ...Что же касается плодов, то их срывают после того, как они вполне поспеют, но прежде, чем они готовы будут упасть. ...Чем меньше сморщились корни и завяли стебли, чем жирнее и полнее семена, чем плотнее и тяжелее плоды, тем лучше. ... Плоды, собранные в хорошую погоду, лучше тех, которые собраны при плохой, сырой погоде и вскоре после дождя. ... Плоды, сорванные в подходящую пору, тверже тех, при сборе коих время было выбрано неправильно. Чем цвет плодов насыщенней, вкус отчетливей, а запах резче, тем они сильней в своем роде».

Современная фармакогнозия уже не эмпирически, а используя последние данные о динамике биосинтеза, накопления и распада биологически активных веществ в растениях, разработала рациональные приемы сбора лекарственного сырья, широко используемые в практике заготовок.


Публикуется по книге: Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992. 272 с.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListPlantariumEast Asia Botanic Garden NetworkСовет ботанических садов РоссииRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наукРейтинг@Mail.ru
Вверх