Логотип БСИ ДВО РАН
Сказания о лекарственных ра...
Аир обыкновенный - Acorus calamus
Аконит - Aconitum
Алоэ древовидное — Alоё arborescens
Белена черная — Hyoscyamus niger
Береза — Betula
Боярышник — Crataegus
Брусника обыкновенная — Vaccinium vitis-idaea
Валериана лекарственная - Valeriana officinalis
Вахта трехлистная — Menyanthes trifoliata
Горец птичий, спорыш — Polygonum aviculare
Горицвет весенний (адонис) — Adonis vernalis
Женьшень — Panax ginseng
Зверобой — Hypericum
Ива (ветла, верба, ракита и др.) — виды рода Salix L. Сем. Ивовые — Salicaceae
Крапива двудомная — Urtica dioica
Ландыш майский — Convallaria majalis
Лимонник китайский — Schizandra chinensis
Липа — Tilia
Лопух большой — Arctium lappa
Магнолия крупноцветковая — Magnolia grandiflora
Мята — Mentha
Пион — Paeonia
Подорожник большой — Plantago major
Прострел (сон-трава) — Pulsatilla
Роза, шиповник — Rosa
Сосна обыкновенная — Pinus sylvestris
Тимьян ползучий (чабрец) — Thymus serpyllum
Фиалка — Viola
Черемуха обыкновенная — Padus avium
Чистотел большой — Chelidonium majus
Береза — Betula

Береза — Betula L. Сем. Березовые — Betulaceae

Береза повислая (береза бородавчатая) — Betula pendula Roth. (В. verrucosa Ehrh.). Береза пушистая — В. pubescens Ehrh.

В Приморском крае широко распространены береза плосколистная, даурская, манчжурская.

Родовое название Betula происходит от латинского слова beatus — осчастливленный, блаженный и связано, по-видимому, с состоянием человека, когда он весной попьет живительного березового сока. По другим сведениям, это название происходит от кельтского betu -береза. Плиний Старший называл березу «гальским деревом».

Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую Эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая, белая. По-видимому, оно единое не только для всех славянских язы­ков, но и многих индоевропейских и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля -«березозол». Ввиду того, что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере — апрель. Березозол — март был первым месяцем года до XV в.; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза). Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, cпособное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесенное и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени березку «кормили» в каждом доме. Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж.

В других местах в этот день в селение вносили распустившуюся березy, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне как олицетворение юности, весны. Или ее как символ женственности изображала самая красивая девушка, украшенная березовыми ветками с листвой. У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза - символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. В качестве ритуального дерево фигурирует в русских заговорах: «На море на окияне, на острове Кургане, стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями».

В Троицу пастухи из березы на пастбище плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нем она и ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хо­зяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы — тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм.

Парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе, при этом пели:

На гнилой колоде,

на белой березе

русалки сидели,

суки вязали...

Считалось, что любимое занятие русалок — раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок провожали. Венки развивали и бросали в воду.

С березой связывали гадание по венкам. Обычно во второй половине дня молодежь со срубленной наряженной березкой шла в деревню и гуляла до сумерек. Если по дороге в деревню встречались пруд или река, девушки бросали в воду заранее сплетенные венки из березовых веток и полевых цветов. Если венок тонет, значит, девушка умрет в этом году, а если держится на поверхности, то следят, в какую сторону он поплывет: в той стороне и живет суженый.

Не случайно береза — один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза - символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой пушистой, веселой, часто это юная девушка в зеленой косынке, всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Невеста в последний вечер перед свадьбой, собрав девишник, причитала:

Погляжу я, красна девица,

Погляжу на свою красоту—

Вкруг чего она обвилася:

Вкруг осинушки ли горькия,

Вкруг березоньки ли белыя,

Аль вкруг яблоньки кудрявыя?

Если ты обвилась, красота,

Вкруг осинушки-то горькия, —

мне житье-то будет горькое

мне замужье, красной девице,

нехорошее, печальное.

Если ты обвилась, красота,

Вкруг березоньки-то белыя —

мне житье-то будет ровное,

Житье будет долговечное.

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством.

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед — мокрое.

Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку. Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой.

Береза не угроза — где она стоит, там и шумит.

Бела береста—да деготь черен.

Для врага и береза — угроза.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Береза ума дает (о розгах).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовица).

А из песен и стихов о березе можно составить большой поэтический сборник, начиная с древнейших авторов.

Береза давно и широко использовалась человеком как в хозяй­ственной деятельности, так и при лечении различных заболеваний. В «Лесном словаре» прошлого века сказано: «Есть растения, приносящие нам в хозяйственном отношении гораздо больше пользы, чем береза, но ни одно из них разнообразием предметов употребления не может сравниться с сим деревом».

О разнообразии применения березы в крестьянском быту говорит загадка: стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от тьмы свет, а четвертое — дряхлым пеленанье (банный веник, березовый сок, лучина, береста на разбитые горшки). В народной медицине листья березы широко используют в виде настоев в качестве мочегонного и потогонного средства, а также при ревматизме. Во время Великой Отечественной войны настой из березовых листьев употребляли как напиток, содержащий витамин С в качестве общеукрепляющего средства. В научной медицине почки березы применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени и желчных путей, а также при бронхитах, трахеитах в качестве дезинфицирующего и отхаркивающего средства. Находит применение березовый сок и при некоторых заболеваниях легких, бронхитах как общеукрепляющее средство. Соком березы моют лицо при угрях и пигментных пятнах. Используют в медицине также деготь, получаемый из древесины путем сухой перегонки. Деготь входит также в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона. Активированный березовый уголь в виде таблеток применяется в качестве адсорбента при отравлениях и метеоризме. Во флоре СССР встречается около 40 видов берез. Наибольшую площадь занимают и применяются в виде лекарственных два вида: повислая и пушистая.

Береза повислая — недолговечное дерево. Предельный возраст — 300 лет, но в наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. В зоне смешанных лесов — это часто основная лесообразующая порода. Березовые леса занимают в нашей стране третье место по ценности (после сосновых и лиственничных). Под пологом березового леса обычно подрастает ель. «Береза — еловая нянька», говорят в народе. Кора стволов у березы белая, она как бы светится в темноте. У молодых ветвей кора красно-бурая, покрытая (чечевичками). Листья длинночерешковые, пластинка листа ромбическая или седцевидная. Невзрачные мелкие цветки в сережках распускаются одновременно с развертыванием листьев – в апреле, мае.

Почки березы содержат эфирное масло до 3,5-5,3%. В состав его входят бетулен, бетулол и другие вещества. В листьях обнаружены бетулоретиновая кислота, аскорбиновая кислота, гиперозид, дубильные вещества и др. Древесина березы высоко ценится в столярном деле, в больших количествах из нее выжигают древесный уголь, используют как топливо. Березовый веник – непременный атрибут русской оздоровительной бани.


Публикуется по книге: Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992. 272 с.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListPlantariumEast Asia Botanic Garden NetworkСовет ботанических садов РоссииRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наукРейтинг@Mail.ru
Вверх