Логотип БСИ ДВО РАН
Сказания о лекарственных ра...
Аир обыкновенный - Acorus calamus
Аконит - Aconitum
Алоэ древовидное — Alоё arborescens
Белена черная — Hyoscyamus niger
Береза — Betula
Боярышник — Crataegus
Брусника обыкновенная — Vaccinium vitis-idaea
Валериана лекарственная - Valeriana officinalis
Вахта трехлистная — Menyanthes trifoliata
Горец птичий, спорыш — Polygonum aviculare
Горицвет весенний (адонис) — Adonis vernalis
Женьшень — Panax ginseng
Зверобой — Hypericum
Ива (ветла, верба, ракита и др.) — виды рода Salix L. Сем. Ивовые — Salicaceae
Крапива двудомная — Urtica dioica
Ландыш майский — Convallaria majalis
Лимонник китайский — Schizandra chinensis
Липа — Tilia
Лопух большой — Arctium lappa
Магнолия крупноцветковая — Magnolia grandiflora
Мята — Mentha
Пион — Paeonia
Подорожник большой — Plantago major
Прострел (сон-трава) — Pulsatilla
Роза, шиповник — Rosa
Сосна обыкновенная — Pinus sylvestris
Тимьян ползучий (чабрец) — Thymus serpyllum
Фиалка — Viola
Черемуха обыкновенная — Padus avium
Чистотел большой — Chelidonium majus
Роза, шиповник — Rosa

Роза дамасская и другие виды роз — Rosa damascena Mill. Сем. Розоцветные — Rosaceae

По предположениям ученых, название рода происходит от древнеперсидского наименования растения «wrodon», у греков оно изменилось в «rhodon», у римлян — в rosa. Существуют и другие предположения. Согласно одной версии, оно дано по названию острова Родос, откуда будто бы произошла роза, по другой версии, оно произошло от кельтского слова rhodd — красный, из-за яркой окраски цветков и плодов. Смысл же русского названия понятен каждому, кто хоть раз в жизни приближался к этому растению.

В течение тысячелетий роза остается любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд. Одна из самых древних родилась в Индии. Она повествует о том, что самая красивая женщина в мире — Лакшми появилась из распустившегося бутона розы, состоящего из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну, охранитель Вселенной, увидел красавицу в ее розовой колыбели, разбудил поцелуем и впоследствии сделал своею женой. Лакшми стала богиней красоты, а роза стала считаться священной. У всех народов Востока ее оценивали как высший дар природы. Особенно много легенд о происхождении розы сложено в Древней Элладе. В самой древней рассказывается, что Земля, увидев дивную красавицу Афродиту, появившуюся из морской пены, решила создать что-либо не менее прекрасное. И создала розу. По другой легенде, розы появились из той самой белоснежной пены, которой было покрыто тело богини, когда она вышла из моря. Увидя на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого роза и приобрела свой нежный аромат. Жрецы храма Афродиты взяли эти цветы и украсили ими алтарь богини. С тех пор роза посвящена Афродите, ее высаживают вокруг храмов, а увядшие на ее челе цветы считаются чудодейственными. Древнегреческий поэт Анакреонт (V в. до н. э.) называл розу радостью Афродиты. Но розы оставались белыми, повествует далее легенда, до тех пор, пока не случилось несчастье с ее любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые шипы и камни ранили ей ноги. Из капель божественной крови и появились красные розы.

В другом сказании утверждается, что розы стали красными во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в веселом танце среди пирующих, бог любви Амур своими розово-красными крылышками нечаянно опрокинул сосуд с нектаром. Белая роза, на которую пролился нектар, тотчас сделалась красной и приобрела чудесный аромат божественного напитка.

А вот трагическая история более позднего римского происхождения. Богиня охоты Диана, как известно, отличалась гордым и неукротимым нравом. Приревновала она как-то Амура к красивой нимфе по имени Розас. Подстерегла ее Диана и бросила в куст колючего терновника. Не смогла несчастная выбраться, израненная вся колючками, истекла кровью и умерла. Услышав об этом, на место гибели подруги прилетел Амур и долго оплакивал ее, а потом обратился к Зевсу с просьбой вернуть жизнь Розас. Пожалел Зевс влюбленных — и куст терновника покрылся крупными красивыми цветами с чудесным ароматом. Так из крови и слез влюбленных родилась роза.

Мусульмане считали, что роза появилась по велению Магомета. Рассказывают, что однажды цветы, недовольные правлением своего царя, сонного лотоса, пришли к Магомету с просьбой о назначении нового царя. И тогда появилась царица роза. У народов арабского Востока очень распространена легенда о розе и влюбленном в нее соловье. Несмотря на множество прекрасных песен, которые спел для нее соловей, роза осталась холодна к певцу, а соловей от тоски умер. На самом деле колючая роза служила прекрасной защитой для соловья, который во время пения ничего вокруг не слышит.

А вот одна из сказок, созданных казахским народом. В далекой Стране Роз жил молодой певец по имени Абай-Джан. Его песни любили слушать не только люди, но птицы, деревья и цветы. А в саду у его юрты цвело много роз. Однажды ночью певец услышал, что ему подпевает чей-то голос. Он осмотрел весь сад, но никого не на­шел. Настала другая ночь, и он вновь услышал нежный знакомый голос. Он оглянулся и увидел на пороге девушку необыкновенной красоты. Она хотела скрыться, но юноша остановил ее: «Кто ты и откуда знаешь мои песни? — спросил он. — Я одна из тех роз, что растут в твоем саду, но, когда заалеет заря, я снова превращаюсь в розу. Отпусти меня, уже пала роса — предвестник утренней зари». Певец спросил, как помочь ей, он хотел видеть и слышать ее постоянно. И девушка рассказала, что если утром он узнает ее среди других роз, то злые чары рассеются и она навсегда останется человеком.

Когда взошло солнце, юноша подошел к розовому кусту, на котором распустились три совершенно одинаковые розы. Долго смотрел он на них, боясь ошибиться, но вдруг увидел, что на одной из роз не было капелек росы. Вспомнил он слова девушки, сказанные ночью, и уверенно указал на нее: это ты! Алые лепестки розы осыпались, и из куста появилась прекрасная девушка.

По предположениям ученых, первую культурную розу вывели в субтропиках Юго-Восточной Азии. В Индии будто бы она пользовалась таким большим почетом, что даже существовал обычай: всякий, принесший в дар царю розу, мог просить у него все, что пожелает. Розами усыпали путь, по которому в дни торжеств следовали божества и правители, ею уплачивали подати, розами украшались царские покои, а розовой водой обрызгивали стены этих покоев. Роза была известна в Вавилоне. Археологи нашли на Ближнем Востоке фрески с изображением гирлянд из роз, возраст которых приближается к 4000 лет. Выращивали розы и древние египтяне. Розы упоминаются в папирусах, относящихся ко временам фараона Рамсеса II.

Из Египта роза попадает в Древнюю Элладу, где сразу же занимает почетное место царицы цветов и посвящается Афродите. Здесь ее бутон считали символом бесконечности, выраженным в его округлой форме, и вместе с тем — символом кратковременности человеческой жизни, которая проходит так же быстро, как быстро отцветает прекрасная роза.

Диву даешься, как время грабительски все отнимает, Как при рожденье своем старятся розы уже, —

писал древнеримский поэт Децим Магн Авсоний. Венками из роз и мирта украшалась невеста, а также дверь, ведущая в ее дом, а постель осыпалась благоухающими лепестками. Розами устилали путь воинам, возвратившимся с победой.

Из Греции роза попадает в Рим и здесь наступает расцвет культа розы. Вначале розу сделали символом строгой нравственности и целомудрия. Выражение «под розой сказано», сохранившееся с тех пор, обозначало соблюдение строгой тайны сказанного. Римляне верили также, что роза вселяет мужество, поэтому на голову воинам надевали венки из роз, на щитах выбивали ее изображение. Розами награждали за выдающиеся заслуги, и был учрежден даже специальный праздник. Но со временем роза становится предметом и символом роскоши. Лепестками роз покрывали полы пиршественных залов. Об одном из последних римских императоров рассказывают, что однажды, когда он устроил пир во дворце, с потолка посыпались розовые лепестки. Сначала гости шумно радовались ароматному дождю, но лепестки сыпались и сыпались, становилось трудно дышать. Так и погибли многие под грудами розовых лепестков. Некоторые патриции усыпали розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на прогулку. Сам император купался в вине из роз. А Плиний рассказывает следующую историю из жизни египетской царицы Клеопатры. Во время дружеских пиршеств было в обычае бросать в вино лепестки роз с венка того, к кому чувствовали особое расположение. Когда Антоний стал крайне подозрительным и никому не доверял, даже Клеопатре, она велела обрыз­гать свой венок сильнодействующим ядом. Во время пира, когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал розы с венка Клеопатры в свою чашу и хотел выпить ее, царица остановила его. «Посмотри, дорогой Антоний, как мне было бы легко от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить», — и велела выпить чашу осужденному на смерть. Смерть невольника последовала мгновенно, что сразу отрезвило Антония. Для нужд императорского двора и патрициев выращивалось громадное количество роз, закладывались «розариумы», изобретались теплицы для их выращивания зимою, занимали под посадки роз хлебные нивы и даже выписывали их из Египта, откуда те доставляются целыми кораблями. За корабль роз, приведенный из Египта, римский император Нерон уплатил бочонок золота. Все это подрывало благосостояние народа. «Египтяне, при­шлите нам хлеба взамен ваших роз», — восклицали в Риме в те дни. Первые христиане считали розу цветком разврата и греха и с падением Римской империи культура розы надолго заглохла. Возрождение ее в Европе начинается с XIII в. Участники крестового похода привезли розу во Францию, где ее сначала выращивали близ Парижа. Постепенно она распространяется в других странах Европы. И вот уже в ее честь устраивают народные праздники, на которых выбирают самую красивую девушку, называвшуюся «розьера». Ей на голову надевают венок из роз — «шапель».

А в истории Англии с именем розы связывают одну из самых кровопролитных войн в истории этой страны — войну Алой и Белой розы. В 1455 г. стал вопрос об английском престоле. Претендовали на него два могущественных рода — Ланкастеров и Йорков, каждый из которых имел немало сторонников. Вопрос о судьбе престола решался на собрании в парке Тампль. Ричард Плантагенет из рода Йорков, сорвав с куста белую розу, предложил это сделать всем своим сторонникам. Сторонники Ланкастеров сорвали красные розы и прикрепили их к своим шляпам. Началась тридцатилетняя война, а изображение розы перешло на гербы замков, щиты и знамена. В лондонском парке Тампль долго сохранялись два куста роз, связанных с этим событием.

В средневековой Европе роза — символ преклонения и пламен­ной любви. Поднесение роз означало признание в любви. К этому времени и в христианской религии роза выступает как символ девственности и целомудрия. Со временем знак розы присваивают себе различные общества. В Париже было общество поэтов «Розати», членом которого мог стать каждый, кто написал хотя бы одно лирическое стихотворение.

В России первая махровая или, как ее называли, «бархатная» роза появилась в XVII в. Ее привез в подарок царю Михаилу Федо­ровичу немецкий посол. Активно разводить розы в России стали в XVIII в. при Петре I и Екатерине II. При Екатерине в Царскосель­ском парке закладывается первый розарий, который прозвали розо­вым полем. И все равно они оставались цветами роскоши и доступны были только состоятельным людям. Между прочим, с розой в России связан один курьезный случай. Как-то в царствование Николая I одному из генералов было поручено сопровождать мать императора в Царское Село. Прогуливаясь по парку, генерал был удивлен, увидев часового у совершенно пустого места на дорожке. Заинтересовавшись этим, он стал обращаться ко всем придворным с вопросом о причине нахождения часового у пустого места, но никто ничего не знал. Все говорили только, что так полагается по регламенту. Пост этот занимается часовым уже 50 лет и в приказах значится: сохранять пост, находящийся в 500 метрах от восточного павильона. И вот однажды любознательный генерал узнал следующее. Оказалось, что часовой был здесь поставлен по приказанию императрицы Екатерины II, которая, прогуливаясь по саду, заметила великолепную, только что распустившуюся розу. Она захотела подарить ее одному из своих внуков, а чтобы никто не сорвал ее, поставила возле нее часового. Однако на следующий день она забыла о розе. И вот прошли годы, скончалась сама императрица, давно пропал и сам розовый куст, а часовые продолжали сменяться на том самом месте, где он когда-то рос.

Роза воспета писателями и поэтами всех времен и народов. Справедливо считают, что ни одно другое растение в истории культуры не сыграло такой роли, как роза. Ее воспели все греческие и римские поэты.

Тут и не знаешь, берет ли румянец у розы Аврора

Или дарует его, крася румянцем цветы.

Цвет у обеих один, и роза и утро — едины;

Ведь над звездой и цветком равно Венера царит.

Может быть, общий у них аромат? Но где-то в эфире

Первый струится; сильней дышит ближайший, другой...

Децим Магн Авсоний

Роза — созвездье цветов, светоч розовых зорь над полями, Цвет с ароматом ее стоят небесной красы.

В Иране создана книга «Гюль-Наме», прославляющая розу. Звучные стихи посвятили ей арабские поэты Саади и Хафиз.

В XVIII в. издавались сборники стихов разных поэтов, посвященных розе. Особенно любил розы Виктор Гюго. Однажды он сказал, что ничего так не желал бы, как умереть в пору цветения роз. Он умер в конце мая, и гроб его утопал в розах. В России первое стихотворение, посвященное розе, написал В. А. Тредиаковский и назы­валось оно «Ода в похвалу цвету розе». Чуть позже Г. Р. Державин написал:

Роза всем кустам царица,

Ароматов сладких мать.

Бисером своим зарница

Розу любит окроплять.

Вначале выращивали розу с простыми немахровыми цветками и среди них иногда попадались формы с большим числом лепестков. Такие формы подвергались отбору, и уже в странах Древнего Востока и Древней Греции встречались махровые формы. Геродот, описывая сады македонского царя Мида, указывал, что там росли розы, цветки которых имели по шестьдесят лепестков.

В древности был распространен вид розы, называвшейся столепестковой, от нее произошел европейский полумахровый вид — роза гальская, а от последней — роза казанлыкская — основной промышленный вид в настоящее время.

В XVIII в. насчитывалось 18 сортов роз, из них 6 было немахровых. В конце XVIII в. в Европе появилась бенгальская роза, привезенная из Индии, в начале XIX в. — чайные, розовая и желтая из Китая. В 1875 г. появились вьющиеся многоцветковые (полиантовые) розы. Все разнообразие сортов (а к настоящему времени их насчитывается около 20 000) возникло в результате скрещивания ста­рых сортов с новыми. Большой любительницей роз была жена Наполеона Бонапарта Жозефина, которая у себя в парке Мальмезон составила большую коллекцию из них.

В России до конца XIX в. не было государственной коллекции роз. И только в 1891 —1892 гг. был заложен розариум в Никитском ботаническом саду. С ним связана одна любопытная история. В 1900 г. главный садовник Никитского сада отдыхал за границей и попутно заехал ознакомиться с розовыми плантациями в Люксембурге. Беседуя с владельцем фирмы, он заметил, что и в России неплохо было бы иметь коллекцию роз. Не успел он вернуться в Крым, как прибыла посылка с коллекцией роз в 2500 сортов. Сад немедленно оплатил посылку, но департамент земледелия не нашел оснований для оплаты, поскольку договор был заключен без его ведома. Так и пришлось главному садовнику оплачивать коллекцию из своего жалования.

Кроме красоты цветка роза имеет еще одно достоинство: необыкновенно гармоничный аромат. «Аромат розы подобен музыкальному аккорду, скомпонованному из многих «нот» запахов, объединенных в одно гармоническое созвучие», — писал немецкий исследователь Н. Миллер, выделивший у роз 25 типов запахов и установивший, что типичный «розовый» запах имеют только красные и розовые сорта. Желтые и белые розы чаще пахнут ирисом, настурцией, фиалкой, лимоном и др. Запах розы зависит от содержания и состава эфирного масла. Среди большого разнообразия сортов розы только немногие пригодны для получения розового масла. Вне конкуренции оказалась знаменитая казанлыкская роза. Первые попытки выращивания ее в Болгарии в окрестностях города Казанлыка были сделаны около 200 лет назад. Условия здесь оказались столь благоприятны, что во второй половине XIX в. район Казанлыка превратился в сплошную розовую плантацию и получил поэтическое название «Долины роз». Выход эфирного масла из лепестков казанлыкской розы 0,04 %, что в несколько раз больше, чем у других видов. Первые попытки выращивания казанлыкской розы в России были предприняты в 70-х годах прошлого века. Но чужестранка с трудом поддавалась акклиматизации, и попытки эти были безуспешными. По-настоящему работы по выращиванию розы были развернуты в 30-х годах нашего века. Были организованы крупные производства на Кубани, в Молдавии, в Крыму. Культивируется главным образом сорт красная крымская, из которой получают масло высокого качества.

Розовое масло — одно из самых дорогих, на международном рынке оно ценится дороже золота и платины. Уборка розы — очень трудоемкий процесс. Ночью распустится бутон, а утром, до восхода солнца, он должен быть сорван. Если он останется на кусте один день, то половина масла будет потеряна. Из лучших сортов розы после переработки 1000 кг лепестков получают чуть больше 1 кг эфирного масла. Розовое масло умели получать и применяли как лекарство в Древней Персии.

В Древней Элладе рассказывали следующую притчу. Будто бы ученики философа Сократа соревновались на самый краткий и остроумный ответ. На вопрос учителя, что в природе является одновременно прекрасным и полезным, один из учеников сорвал розу и молча протянул ее философу. Ему и присуждена была победа. В поэме «О культуре садов» читаем:

Должен по праву цветок «цветком из цветов» называться, Масло он сам создает, от него получившее имя, Людям столь часто оно превосходным служит лекарством, Что ни припомнить всего, ни назвать ни один не сумеет.

У Авиценны перечень показаний, при которых используется роза, занимает две страницы. Он рекомендует отвар из лепестков в ка­честве вяжущего, ранозаживляющего и противовоспалительного средства. «Розы хороши для лечения и желудка... Розовое масло ... угашает воспаление желудка». Он считает ее полезной при глазных заболеваниях, головной боли, болях в ушах, заболеваниях полости рта и в других случаях.

В средневековой Европе розовое масло получали следующим образом: брали лепестки красной розы, смешивали их с оливковым маслом и, плотно закупорив, подвешивали на солнце. Выдержав так в течение недели, использовали при лечении ран и ожогов, заболеваний желудка, маточных заболеваниях и во многих других случаях. Считали, что она «полезна обильем целительных качеств».

В современной медицине розовое масло употребляется в составе препарата розанол, применяемого в качестве спазмолитического средства при заболеваниях печени. Розовая вода рекомендуется при воспалительных заболеваниях полости рта. Широко используется масло и в парфюмерной промышленности.

Шиповник (шипняк, шипшина, петушьи ягоды, свороборина и др.) — Rosa L. Сем. Розоцветные — Rosaceae

Большинство из 400 видов шиповников имеют шипы, крупные и мелкие, прямые и крючковидно изогнутые, тонкие, как иглы, и плоскосерповидные. И не случайно растение имеет столь мощную защиту. Красиво оно и в пору цветения, и в пору созревания плодов.

Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Пленяет нас своей красой
Н. А. Холодковский

Во время цветения шиповник сравнивают с невестой в подвенечном наряде, а на Кубани рассказывают легенду о несчастной любви двух молодых влюбленных, разлученных жестокой судьбой. И было это так. Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным ее богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла уже над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать ее, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала красавица на все домогательства атамана, но это не остановило злодея и в одну из темных ночей его слуги выкрали девушку из родительского дома. Долго держал он ее в темнице, но в день свадьбы удалось ей бежать в ближайший лес. Вспомнились ей счастливые встречи с любимым, не выдержала она сердечных мук и лишила себя жизни. А на месте ее гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел однажды атаман красивый куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье.

Род шиповник очень древний и в диком виде растет в горах Ирана и Гималаев. С тех пор, как человек начал собирать и употреблять в пищу и для лечения дикие плоды, он стал одним из самых известных и привычных растений. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты. Именно про эти колючки сложены народные загадки:

Дерево латинско, лапы богатырски, когти дьявольски.

Стоит древо, древо ханское, платье шемаханское, цветы ангельски, когти дьявольски.

У многих народов шиповник — любимое бытовое, ритуальное и священное растение: из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий, похоронных обрядов. Древние греки и римляне считали его символом нравственности и посвящали богине любви и красоты.

У славянских народов шиповник — символ красоты, молодости, любви. Одновременно он символизирует и крепкую мужскую стать.

О лекарственном применении плодов, листьев, цветков, корней шиповника известно очень давно. Авиценна рекомендовал их при шуме в голове и от зубной боли, при опухолях в горле и воспалении миндалин. Он считал, что шиповник прекращает рвоту и успокаивает икоту. О противоцинготных свойствах плодов знали врачи многих стран. В Московском государстве организованный в XVII в. Аптекарский приказ в числе первых включил в план государственных заготовок «плоды свороборинные». Для его заготовок отправлялись экспедиции в оренбургские степи. Для поддержания сил истощенным больным и раненым давали «патоку свороборинную», а сами раны промывали и накладывали на них повязки, пропитанные розовой водой. «Вода цвету свороборинного раны заживляет, свербеж выводит, ране не дает распространиться ни в ширину, ни в длину». Им лечили самые разные заболевания: от простуды до бешенства, и, как это часто бывает, период безоглядного увлечения сменился периодом разочарования. Во всяком случае научная медицина прошлого века относилась к нему холодно. В одном из справочников читаем: «...в некоторых губерниях корень шиповника считается лучшим декоктом (отвар), пользующим расстройство печени и селезенки».

Былая слава вернулась к шиповнику с открытием витаминов. Его плоды оказались настоящей их сокровищницей: по содержанию аскорбиновой кислоты плодам шиповника нет равных. Поэтому и в народной, и в научной медицине они используются прежде всего как поливитаминное средство при весенних гиповитаминозах, для профилактики инфекционных заболеваний, для поддержания сил у истощенных больных, а также в качестве мочегонного, желчегонного, ранозаживляющего средства. Готовят настой, порошок, сироп, варенье, джем, компоты, кисели; плоды маринуют. Применяют плоды также при заболеваниях желудочно-кишечного тракта с пониженной кислотностью. Следует, однако, учитывать, что не все 60 видов шиповников, произрастающих у нас в стране, равнозначны по содержанию витаминов. Условно они разделены на две секции: высоковитаминных (коричных) с содержанием аскорбиновой кислоты в плодах от 2 до 17 % и низковитаминных (собачьих) с содержанием аскорбиновой кислоты 0,5—1,2 %. Рекордное содержание аскорбиновой кислоты (17,8 %) отмечено в плодах шиповника Беггера. Отличаются плоды высоковитаминных и низковитаминных шиповников некоторыми морфологическими особенностями, легко определяемыми даже неспециалистом. Все шиповники имеют по пять листочков чашечки. У шиповников коричных они цельные и сохраняются на созревших плодах. У собачьих из пяти чашелистиков два перистых, два цельных, а у пятого лопасти только с одной стороны. По этому поводу существует старинная загадка, переведенная с латинского языка А. В. Цингером:

Постарайся угадать,
Двое бородаты,
Двое безбороды.
А последний, пятый выглядит уродом:
Только справа борода,
Слева нету и следа.

У видов этой селекции шиповников листочки чашечки на созревших плодах не сохраняются. Кроме аскорбиновой кислоты плоды шиповника содержат витамины Р, В2, К, каротиноиды, флавоноиды, дубильные вещества, пектины, микроэлементы.

Шиповники — долгоживущие кустарники. Возраст отдельных растений достигает 400 лет. Они обладают исключительной приспособляемостью к различным природным условиям. Поэтому встречаются шиповники стелющиеся по земле высотой не более 20 см, и высокорослые, ползущие по скалам на 5—6 м в сторону, и лианы, высоко взбирающиеся на деревья. Листья у всех перистосложные. Цветки разнообразной величины и окраски, одиночные, собраны в соцветия. Насчитывают до 30 оттенков окраски цветков — от чисто белого до желтого и бордово-красного. Цветки диаметром от 5 мм до 6 см, как правило, пятичленные, чаще имеют нежный приятный запах, но иногда и с неприятным запахом (некоторые среднеазиатские виды). Плоды ложные, состоят из сочного разросшегося цветоложа, внутри которого размещены настоящие плодики — каменистые орешки. Это о них говорят в России: «Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто — камнями набито», а в Армении: «Красный горшочек, на нем черная крышка».

Плоды также имеют разнообразную форму, величину и окраску. Встречаются шиповники с совершенно черными плодами.

Род шиповник распространен по всему северному полушарию. На юге, где ему жарко, он поднимается высоко в горы. В экваториальной зоне и южном полушарии нет ни одного дикорастущего вида шиповника. Причем существует одна его биологическая особенность. В северной зоне и высокогорных районах растут преимущественно высоковитаминные виды, а чем дальше на юг, тем чаще встречаются виды секции собачьих. Благодаря селекционной работе в культуру введен сорт Витаминный Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института с крупными плодами без шипов и богатый витаминами.

Плоды шиповника используют в пищу. Из лепестков цветков варят ароматное варенье, сушеные лепестки добавляют в чай. На Кавказе употребляют в пищу молодые побеги. Плоды некоторых видов применялись для окраски тканей. Цветки шиповника охотно посещаются пчелами, а плоды — любимый корм многих птиц. Многие виды очень декоративны — их высаживают в садах, парках. Например, дальневосточный вид — шиповник морщинистый — имеет ярко-зеленую листву, крупные ярко-красные ароматные цветки и плоды, напоминающие небольшие яблочки. Из шиповников создают колючие изгороди, их высаживают на склонах гор и оврагов для защиты почвы от эрозии.


Публикуется по книге: Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992. 272 с.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListPlantariumEast Asia Botanic Garden NetworkСовет ботанических садов РоссииRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наукРейтинг@Mail.ru
Вверх