Стратегии, проблемы и перспективы развития экотуризма в Приморье в современных условиях, III
А. В. Галанин, Л. М. Долгалева
Ботанический сад-институт ДВО РАН, г.Владивосток
Институт технологии и бизнеса, г.НаходкаВместе с тем существует ряд проблем, тормозящих развитие экологического туризма. Мы можем их градуировать по следующим группам: социальные проблемы, экономические, экологические, проблемы менеджмента и правового режима (табл. 1).
Таблица 1.
Проблемы, пути решения, организация и развитие
экологического туризма в Приморье
№ | Проблема и ее содержание | Пути решения проблемы |
1 | Отсутствие информационной базы по экотуризму, информационный дефицит. | Создание баз данных в экотуризме, кадастров туристических ресурсов, обеспечение свободного доступа к ним всех заинтересованных лиц.> |
2 | Отсутствие единой программы развития экотуризма. | Создание региональных и муниципальных объединений экологического туризма (ассоциации, общественные организации, национальные парки, заповедники, ботанические сады и др). |
3 | Отсутствие специализированных туроператоров, гидов, шерпов, экскурсоводов. | Разработка семинаров и курсов по подготовке кадров туроператоров и турагентов в области экотуризма, введение специализированного курса «экологический туризм» в вузах края. Курсы гидов по экотуризму могут быть при национальных парках, заповедниках и ботанических садах, в которых экотуризм развивается успешно. |
4 | Отсутствуют механизмы развития и координации экотуризма из-за несовершенства системы государственного управления. | Разработка региональных и муниципальных программ развития экотуризма с выработкой мобильных схем управления и контроля экотуризмом на всех уровнях от туроператора до Администрации региона. |
5 | Отсутствие единой стратегической концепции. | Разработка программ интеграции экотуризма в планы региональной хозяйственной деятельности и социально-экономического развития.Создание условий в сфере экологического туризма привлекательных для коммерческих структур, национальных парков и заповедников. |
6 | Слабый контроль за сохранностью природных туристических ресурсов. | Разработка инструментария экспертизы турпроектов, экспертизы отдельных маршрутов, систем мониторинга состояния экосистем, на которых проложены маршруты. Подготовка в ВУЗах специалистов экологов для осуществления мониторинга флоры, растительности и животного мира в национальных парках и заповедниках. |
7 | Отсутствие баз данных для аналитических прогнозов. | Сбор статистических данных путем организации информационно-правовых центров на базе основных вузов края. |
8 | Недостаточно развитая правовая база, в особенности в области налоговой политики и правил землепользования. | Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих этот вид деятельности, разработка механизмов правового регулирования сферы экотуризма. Совершенствование налоговой политики на местных и краевых уровнях. |
9 | Не разработаны маршруты и программы для разных секторов потребителей туристических услуг. | Обучение персонала маркетингу на семинарах по продвижению турпродукта на рынок. Разработка пакета турпрограмм для туристов различного возраста, социального статуса, уровня доходов в соответствии со стандартом международного туризма. Такое обучение следует проводить на базе организаций успешно развивающих экологический туризм. |
10 | Отсутствие региональных специализированных структур, координирующих деятельность муниципальных образований в развитии экотуризма. | Создание региональных и муниципальных структур (Ассоциаций, комитетов, советов по экотуризму и т.п.), с целью организации и координации экотуристической деятельности в региональном масштабе. Поддержка таких структур краевыми властями. |
11 | Высокие налоги> | Неэффективная налоговая политика резко тормозит развитие отрасли. В каждом регионе, в каждом национальном парке и в каждом заповеднике должна быть своя норма туристической ренты, она не должна быть высокой. А вот налог на доходы туристских предприятий, получаемые с данной территории, должен быть выше ренты. Должны быть предусмотрены отдельные выплаты за нарушение экологического равновесия в природном комплексе территории, на которой осуществляется экотуризм, ну и конечно же штрафные санкции за вред, нанесенный природе. Этоти налоги и штрафы должны направляется на сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов, в первую очередь - природных, а не на приобре лимузинов работниками Администраций. |
12 | Дороговизна транспортных услуг, продуктов питания, несоответствие цен и качества предоставляемых гостиничных услуг, что делает экотуры низкорентабельными | Разработка экономических механизмов, оптимизирующих стоимость экотуров, повышение уровня туристических услуг. >Необходимо создание конкуренции среди фирм, обслуживающих туристов. Это касается не только создания множества турагенств, но и конкуренции среди фирм и лиц, оказывающих транспортные услуги, поставляющих продукты питания, торгующих фирм. |
13 | Отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры, необходимой для организации экологического туризма. | Развитие туристской инфраструктуры ООПТ (места для проживания, транспортные средства, прокладка экологических троп, строительство вышек и скрадков, связь, пути сообщения и др.) Фирмам, начинающим работу в области экологического туризма, следует предоставлять кредиты в банках на льготных условиях. Региональные власти должны организовать конкурсы качества туристических услуг, предусмотрев серьезные гранты на развитие экотуризма победителям. |
14 | Отсутствие информационной базы по экотуризму: кадастров туристических центров, кемпингов и турбаз, прайслистов стоимости туров. | Создание баз данных в экотуризме, кадастров туристических ресурсов, обеспечение свободного доступа к ним всех заинтересованных лиц. Эту работу необходимо организовать на краевом уровне. |
15 | Низкие доходы от туризма. | Увеличение числа туристов, увеличение количества оказываемых услуг. Информирование населения Дальнего Востока, Сибири, Европейской части России, Японии, Кореи, Китая и др. о туристических ресурсах и достопримечательностях Приморского края. Разработка пакета разнообразных программ для различных категорий посетителей, вовлечение местных жителей в турбизнес в качестве гидов, устроителей гостиниц на дому и т.п.. |
16 | Дефицит специалистов в сфере туризма, профессионально знающих экологические проблемы и технологии. | Развитие эколого-туристских специализаций на базе факультетов, готовящих специалистов в области туризма, включение в программы наряду с профессиональными, экологических и биологических дисциплин. Готовить следует не только юристов, экономистов, менеджеров и управленцев, но ботаников, зоологов, экологов, психологов, историков, экскурсоводов высшей категории. В программы обучения должны быть включены элементы актерского мастерства. |
17 | Отсутствие единых методик и стандартов формирования цен на услуги, предоставляемые экотуризмом. | Разработка нормативных документов формирования цен на экотуризм на региональном уровне должна проводиться под контролем краевой Администрации. Необходимо исключить монополизацию рынка туристических услуг, в том числе и рынка экотуризма. |
18 | Браконьерство. | Необходимо усиление контроля, введение самых серьезных санкций по отношению к браконьерам, но, вместе с тем, необходимо и повышение уровня экологической культуры путем образования населения, неукоснительное использование норм экологического законодательства РФ. Широкое привлечение к обслуживанию экотуризма местного населения. Заинтересованное в экотуризме местное население само будет участвовать в борьбе с браконьерами. |
19 | Усиление антропогенной нагрузки на экотерритории. | Усиление санитарно-эпидемиологического контроля, введение ограничений на посещение уцникальных, уязвимых природных комплексов, повышение стоимости этих маршрутов. Ранжирование объектов экотуризма по их устойчивости к антропогенному прессу, определение величины туристической нагрузки для уязвимых объектов. Эта очень серьезная проблема является обратоной стороной популярности объекта у населения. Самый эффективный метод в этом случае - это увеличение стоимости туров по экологически уязвимой территории. |
20 | Отсутствие системы мониторинга, в полной мере обеспечивающего сохранность природных систем. | Создание механизма трехуровневого мониторинга научный-административный-локальный. Разработка краевых документов по регулированию экотуристической деятельности и создания системы наблюдателей и экспертов для управления природными комплексами. |
21 | Привычка граждан и руководителей предприятий, а также властей к бесплатности природных ресурсов и как следствие – к истощительному пользованию. | Повышение уровня экологической культуры через эколого- просветительские центры, образовательные программы турфирм, использование норм экологического законодательства РФ. Введение курсов и экзаменов по экологии и неистощительному природопользованию для чиновников всех уровней. |
22 | Отсутствие конкретной эколого-туристической информации: списков растений и животных, занесенных в Красную книгу, перечня редких и исчезающих экосистем, кадастра природно-ландшафтных комплексов и памятников природы и др. | Инвентаризация потенциальных объектов экологического туризма. Создание информационных баз данных объектов экологического туризма для каждого муниципального образования (аннотированные списки растений и животных, памятников природы, уникальных объектов природы и т. д.) Этой работой обязаны заниматься Управления по природопользованию. |
23 | Отсутствуют качественные рекламно-информационные материалы и возможности выхода на специфический международный рынок экотуризма. | Проведение маркетинговых исследований в области экологического туризма на ООПТ. Разработка пакета рекламно-информационных материалов, содержащих информацию о ООПТ, их значимости, возможности посещения, предоставляемых услугах и т.д, для выхода на международный рынок экотуризма. Более широкое использование для этого сети интернет. |
24 | Низкий уровень образования населения в селах. | Организация курсов подготовки владельцев гостиниц на дому, гидов, инструкторов по конному туризму и т.д. Широкое привлечение местного населения к обслуживанию экотуризма и возможность заработать на нем повысят интерес населения к этой деятельности и будут способствовать образованию в данном направлении. |
25 | Не заинтересованность местного населения в развитии экотуризма в районах. | Взаимодействие с заинтересованным слоем местного населения и частными предпринимателями в области экологического туризма. Привлечение местного населения к работе в экологическом туризме. Создание льготных условий для развития предпринимательства в области экологического туризма. |
26 | Отсутствие подробной информации о районах проведения туров и программ (nature interpretation programs). «Усредненные» программы туров ориентированы на некоего абстрактного посетителя. | Создание баз данных о месте проведения туров и эколого-познавательных программ, обеспечение свободного доступа к этой информации всех заинтересованных лиц. Определения приоритетных и целевых секторов клиентов, разработка конкретных программ для каждой группы посетителя, в соответствии с интересами и уровнем подготовки туристов. |
27 | Отсутствие механизмов финансовых поступлений от экотуризма на нужды местных поселений и охрану природы. | Разработка такого механизма. Создание положительного имиджа экотуристической деятельности в глазах местного населения. |
28 | Незаинтересованность местных властей. | Проведение семинаров по экотуризму, методам и системам управления, создание бизнес-планов проектов экотуристической направленности. Материальное стимулирование чиновников за успехи, достигнутые в развитии экотуризма и неистощительного природопользования. |
Фото 7. Такие прекрасные ландшафты можно наблюдать всего в 200км от г.Владивостока близ границы с КНР. Невысокие горы покрыты широколиственными лесами, в долинах рек сочные зеленые луга. Чистейший воздух, чистые речки и ручьи. Флора и фауна по разнообразию не уступают таковым Кавказа. Но самое главное - эти регионы недостаточно изучены в ботаническом и зоологическом отношении. Здесь можно обнаружить виды не только новые для России, но даже новые для науки. Ботаники и зоологи спешите, таких мест в Мире не так уж и много осталось. |
В настоящее время имеют место некоторые положительные сдвиги в области экологического туризма в Приморском крае. Однако они еще слишком робкие, чтобы можно было говорить о начале решения данной проблемы. Для бизнесменов и руководителей администраций всех уровней в Приморском крае характерна "экономическая трусость", неверие в возможность быстрого и кардинального решения проблем, неумение правильно расставить приоритеты и в своей повседневной работе строго придерживаться этих приоритетов. Будем надеяться, что эти недостатки исправимы, что новая генерация молодых руководителей будет не столь труслива, как прежние.