Логотип БСИ ДВО РАН
Принципы экологической политики на Дальнемо Востоке

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

А.В. Галанин

Приоритеты экологической политики страны в любом ее регионе должны быть расставлены следующим образом:

  1. Сохранение экологического и биологического разнообразия и поддержание экологического равновесия в регионе.
  2. Экономические интересы региона.
  3. Экономические интересы страны.
  4. Экономические интересы отрасли.
  5. Экономические интересы соседних с регионом государств.

В настоящее время на Дальнем Востоке России последовательность приоритетов иная, и это ведет к быстрому истощению сырьевой базы, загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию как возобновимых, так и не возобновимых природных ресурсов, развалу системы жизнеобеспечения, дискомфорту и страданиям большинства населения.

В последнее десятилетие первым приоритетом на Дальнем Востоке были экономические интересы отдельных отраслей, компаний и частных лиц, завладевших огромными средствами производства в результате приватизации. На втором месте оказались интересы соседних государств, на третьем интересы Российского государства и только на четвертом интересы региона. На пятое место было поставлено сохранение экологического и биологического разнообразия и поддержание экологического равновесия в регионе. Результат такой иерархии приоритетов - топливно-энергетический кризис зимы 2000-01гг. и паралич региональной власти в Приморье, негативные последствия которого будут сказываться видимо еще много лет, а может быть и десятилетий.

В Советском Союзе первым приоритетом политики в любом регионе были экономические интересы страны, на втором месте экономические интересы отрасли и на третьем месте экономические интересы региона. Именно это стало причиной накопления центробежных тенденций в государстве (в экономике и политике), которые и привели за 70 лет к развалу СССР. Укрепление одной лишь вертикали власти неизбежно приведет к восстановлению иерархии приоритетов региональной политики, которые имели место в СССР. А это в свою очередь чревато накоплением центробежных тенденций, которые через несколько лет либо приведут к развалу Российского государства, либо к возникновению в его границах полицейского государства с элементами фашизма.

Почему первый приоритет должен быть отдан сохранению биоразнообразия и экологического равновесию в регионе? От этого зависит самое главное - физическое и духовное здоровье людей. Сегодня мы знаем, во что государствам и регионам обходится борьба с эпидемиями и антропогенными катастрофами. А ведь многих из них могло бы не быть, если бы люди не разрушали природное равновесие. Например, чем больше в Приморье вырубят лесов, тем более чудовищными будут последствия от тайфунов, тем чаще будут болеть люди, тем меньше туристов захочет посетить наш край. Никакие миллионы долларов не возвратят утраченного здоровья людей и загубленной Природы. Древесина с одного гектара кедрово-широколиственного леса, если ее продать в виде бревен в Китай или Японию, даст прибыль в несколько сотен долларов. Но для того, чтобы вырастить лес вместо вырубленного, потребуется затратить несколько тысяч долларов и ждать 100-150 лет.

Почему в регионе главным приоритетом политики государства должны стать экономические интересы региона, а не государства? Ответ прост. По такому принципу работает самая совершенная в природе система - живой организм. Трудно представить организм, в котором главный приоритет не его органы, а центральная нервная система - головной мозг. Результат такой расстановки приоритетов может быть таков: организм с супермозгом погибает от геморроя, СПИДа или заражения крови. Аналогия с государством здесь может быть полная. Регионы - это органы, функциональные части государства, каждый из них должен быть в равной степени дорог государству. В противном случае государство превращается в маленькую процветающую метрополию с огромными гниющими колониями. Что стало с огромными колониальными империями, мы хорошо знаем из истории.

Наконец, почему экономические интересы соседних с регионом государств должны быть в числе, хотя и не первых, но главных приоритетов региональной политики государства? Ответ также элементарен. На этом основывается принцип добрососедства, взаимной выгодности, специализации производства и экономической дополнительности. Если, например, Россия в своей политике на юге Дальнего Востока будет учитывать интересы Англии, Германии, Франции в большей степени, а интересы Китая, Кореи и Японии в меньшей, то ни к чему хорошему это не приведет.

Государства на современном уровне развития науки и производства должны строиться в первую очередь по экологическому, экономическому и географическому принципам. Национальный принцип в политическом устройстве современного Мира - это более чем нелепость, и эту истину должны учитывать политики как регионального, так и более высоких уровней. Государства, в которых первым приоритетом является национальный принцип обречены на кризисы и катастрофы. В современном мире национальной может быть культура, но не экономика. Но даже культура в ряде случаев далеко выходит за границы своего этноса, а иногда становится и вовсе интернациональной. Именно поэтому интересы какой-либо национальности (за исключением интересов малых коренных этносов) на российском Дальнем Востоке должны быть исключены из числа важных экномических приоритетов.

В недалеком будущем, по мере уничтожения дикой природы в большинстве развитых стран Запада и Востока, все большую ценность, в том числе и экономическую, будут приобретать заповедники и национальные парки, сохраняющие кусочки дикой Природы. Несомненно, при этом экономически выиграют те регионы Дальнего Востока, в которых будет больше резерватов с дикой природой. И не только научный туризм в национальных парках и заповедниках будет давать доход. Страны, потребляющие кислород для промышленных нужд и выбрасывающие углекислый газ, будут вынуждены платить тем государствам, которые сохраняют дикую природу и поддерживают, таким образом, газовый баланс в атмосфере планеты. Уже сегодня пользуется большим спросом чистая природная пресная вода. Завтра к ней может добавиться чистый воздух напоенный ароматами уссурийской тайги. Многие жители Западной Европы и США готовы платить в 2-3 раза больше за ту же, но экологически чистую продукцию. Российские граждане тоже начинают понимать это и часто предпочитают выращенное в Приморье тому, что привозят из-за рубежа. Фермеры Англии жестоко поплатились за разрушение разными кормовыми добавками “нормальной” иммунной системы у своего домашнего скота. Погоня за фантастическими привесами обернулась в конце концов для них трагедией.

Таким образом, главная ценность регионов Российского Дальнего Востока - это не золото, и даже не нефть, а дикая природа, чистая пресная вода, чистый воздух и живописные природные ландшафты, занимающие миллионы квадратных километров суши и прибрежной акватории. Однако, чтобы рационально использовать этот огромный ресурс, политикам для начала необходимо правильно расставить приоритеты, а экономистам - научиться мыслить экологически. Необходимо усвоить простую истину: “Экологические ресурсы страны важнее, чем ресурсы финансовые и ресурсы рабочей силы”. В большой перспективе выиграют те государства, которые смогут поставить свою экономику на экологические рельсы.

Я глубоко убежден в том, что социально-экономическими и экологическими биосферными системами можно и нужно управлять, но не путем жесткого администрирования, а путем оптимальной расстановки главных приоритетов. Эти приоритеты должны учитываться при разработке налоговой политики. Стихийный рынок - это слишком примитивный регулятор производства, и отдать все ему на откуп - значит оказаться на задворках цивилизованного мира. Тенденции к интеграции в Западной Европе - есть не что иное, как отказ от примитивной рыночной экономики. Доказательство верности этого тезиса я вижу не столько в трактатах политиков и экономистов, сколько в трудах великого русского ученого В.И. Вернадского. Его концепция ноосферы противоречит рыночному принципу регуляции в макроэкономике.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх